SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Через тернии к звездам"

PicsArt_01-18-01.44.28

Думая о своём выборе учительской профессии, я невольно ловлю себя на мысли, что в выборе этом была какая-то предопределённость, некая привязанность. Цитируя мысли И. Бродского из «Набережной неисцелимых», «…источник этой привязанности… вне рамок биографии, вне генетического склада, где-то в гипоталамусе…». Просто однажды рождается большое желание попробовать себя в благородной роли учителя, особенно если в твоей жизни были прекрасные учителя и замечательные наставники.
Так случилось и со мной. Я с головокружительной лёгкостью пришла в свою любимую гимназию и уже на правах не только выпускницы, но теперь и учителя стала членом нашей большой школьной семьи.
Закономерно то, что реальность даже для самых больших энтузиастов может оказаться гораздо прозаичнее радужных ожиданий о безоблачном профессиональном опыте. Вопросы, которые часто остаются без ответов, растущие сомнения в правоте собственных действий создают эмоциональную напряжённость и в сочетании с физической усталостью превращаются в настоящий камень преткновения на пути своего профессионального становления личности. Неплохо в этот момент, как мне кажется, отнестись к данной ситуации с долей юмора. Если представить себе, скажем, юриста, дантиста, банковского клерка, искренне в гордом одиночестве пытающихся оказать высоко профессиональную помощь одновременно 35 своим клиентам, некоторые из которых при этом явно проявляют упрямство и невнимание, тогда, я думаю, у них было бы более чёткое представление о том, с чем приходится ежедневно сталкиваться учителю.
Найдя подобное оправдание, я с большим позитивом возвращаюсь к своим профессиональным обязанностям. Работая с детьми, я считаю учителю совершенно необходимо построить модель общения с детьми, основанную на паритете, взаимном уважении и сотрудничестве. Со временем я сформулировала для себя некие постулаты, которые часто, как мантры, повторяю себе, поскольку, думаю, они помогают мне создать благоприятную рабочую среду в классе:
• Другие лишь отражение тебя самого. Научись принимать своих учеников такими, какие они есть, со своими сильными сторонами и слабостями, без глупого фанатизма или бессмысленной неприязни.
• Дай своим ученикам право на ошибку. Ошибки-часто лучшие учителя.
• Научи детей понимать, что их жизнь по большей части зависит от них самих. И то, что у них есть все инструменты и ресурсы, необходимые для личностного роста и жизненного успеха.
• Научи их находить ответы внутри самих себя. Они должны верить в себя и ни в коем случае не принижать свои человеческие достоинства.
• Твои ученики должны понять, что все правила, которые им предписывают, могут не работать для них. Они смело могут забыть о «чужих» правилах и найти свои приоритеты в жизни.

Как учитель-словесник я выстраиваю отношения со своими учащимися в духе художественного либерализма, часто апеллируя к русской и зарубежной литературе и истории, которые помогают учащимся в выборе моральных ценностей, формировании гражданской позиции, сохранении и проявлении лучших национальных черт в международном контенте.
Возможно, скептики мне возразят:
«Мадам, высокопарные слова – они, что чистая вода»,
На что отвечу твёрдо я: «Per aspera ad astra.
Смелее к звёздам и тогда
Изменится твоя судьба!».