SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Через тернии к звездам"

jpg

…Томительное ожидание. Время тянется бесконечно медленно и тяжело. Расправляю складки на платье, вытираю руки платком. Гулкие удары в висках отсчитывают секунды. Пытаюсь успокоиться: вдох-выдох, вдох-выдох. Через минуту мне выходить на сцену. Наконец ведущая концерта произносит мое имя. Еще мгновение – и яркий свет сцены ослепляет меня…
Такие волнительные мгновения сопровождают меня с детства. Я музыкант: пианистка и композитор. С пяти лет я начала заниматься музыкой, и год от года это увлечение становилось все серьезнее, музыка стала приобретать все более важное значение в моей жизни, а когда пришло время определяться с будущей профессией, то сомнений не было: я остаюсь в музыке.
Сегодняшний концерт для меня ответственен вдвойне: я буду исполнять свои произведения. Это мое откровение, мои мысли, чувства, переживания, мечты… Все это выражено в звуках, только вслушайтесь и вы поймете меня. Когда исполняю музыку великих классиков, я тоже вкладываю частицу своей души. Ведь музыка, написанная десятки, сотни лет назад, оживает здесь и сейчас под моими пальцами. Я живой проводник от ушедших Гениев к современному слушателю. И вся моя жизнь подчинена искусству, сцене, музыке.
«Через тернии к звездам»… Это выражение как нельзя более точно определяет путь музыканта от самых первых, робких и неумелых шагов в искусстве до покорения больших вершин. Мой путь еще не пройден, творческая жизнь не терпит остановок и успокоения. Но, тем не менее, уже есть весьма интересный и богатый опыт, который я стараюсь передать своим ученикам. Это очень важная сторона моей жизни – быть учителем, наставником и помощником совсем еще юным музыкантам. Выводя за ручку своих учеников на сцену, я каждой своей клеточкой ощущаю ту сложную палитру чувств и переживаний, которые испытывают они. Иногда задаю себе вопрос: должны ли эти чистые создания подвергать себя столь суровым испытаниям? Ведь профессия музыканта требует больших жертв: ежедневные занятия, кропотливая вдумчивая работа, конкурсы и концерты – все это неотъемлемая часть творческой жизни, ее сложные проявления даже для взрослых, что уж говорить о детях… Но каждый раз, когда, закончив свое выступление, мои ученики под звуки аплодисментов идут ко мне навстречу, я вижу, что глаза их светятся от счастья, гордости и вдохновения. А это значит, что все наши старания и совместные усилия не напрасны. Вот они, на наших глазах зажигаются маленькие звездочки! Это наши детки! Самые живые, настоящие, неподражаемые и искренние!
Я стараюсь научить их слушать и понимать музыку, полюбить звучание рояля. Ведь рояль – это не один инструмент, это целый оркестр! Здесь и нежно поющие скрипки, и звонкие флейты, и виолончели с неповторимым бархатистым тембром… Какое богатство красок и голосов! Моя задача – показать ребенку все это великолепие, вовлечь его в интересную игру, захватывающую историю. Я хочу, чтобы моим ученикам занятия музыкой дарили радость, положительные эмоции и помогали раскрыться их творческому потенциалу.
Как композитор я учу детей еще и сочинять. Это особенные занятия, и не всем они даются одинаково легко. Ведь чтобы писать свои произведения, нужно накопить определенный музыкально-слуховой опыт, багаж, познакомиться с творениями великих классиков. Накопленные музыкальные впечатления преломляются через личностные качества и совместно с переживаниями и различными чувствами дают рождение новым опусам. На начальном этапе необходимы, прежде всего, искренняя заинтересованность и горячее желание сочинять, создавать что-то свое. Процесс обучения композиции очень длительный, неоднозначный и психологически тонкий. Ведь, как правило, дети, которые способны уже в юном возрасте дать миру свои неповторимые мелодии, гармонии и ритмы, обладают еще более сложной душевной организацией, чем обычные ребята, которые пришли в музыкальную школу для общего развития. Я должна стать ребенку-композитору добрым другом, с которым бы он не побоялся поделиться своими новыми сочинениями, поделиться самым сокровенным. Это, пожалуй, самое важное. Как учитель в тактичной форме я должна указать на некоторые ошибки, просчеты, предложить несколько путей решения музыкальных задач, дать нужное направление, в котором ученик будет самостоятельно двигаться и искать необходимое звучание для его музыки. Я так же понимаю, что как композитор не должна давить и перекладывать собственные музыкальные предпочтения и свой стиль письма на ребенка. Я должна сохранить индивидуальность маленького композитора и непосредственность его творческого мышления.
Обучение музыке требует большой чуткости и мудрости от преподавателя, а самое главное - любви. Любви к детям, к творчеству, к музыке. Конечно, пока мои ученики находятся в самом начале пути, но они уже ощутили на себе магию музыкального мира и силу искусства. И в этом есть частица моего труда.
Мы, педагоги, помогаем нашим детям овладеть знаниями и умениями, учим преодолевать трудности, даже ошибаясь и падая, подниматься и идти вперед – через тернии к звездам! Воспитание подрастающего поколения - это не пустые слова. На нас возложена ответственная миссия: ведь это нашим ученикам предстоит строить и созидать, изобретать новое, интересное, прогрессивное, творить и создавать прекрасное. Им хранить память наших отцов и дедов, беречь лучшие традиции, своеобразие и самобытность народов нашей страны, целостность и независимость великой России. Они должны стать достойными гражданами нашей Родины. А мы, в свою очередь, должны сделать все для их прекрасного будущего.
…Гаснут и исчезают последние звуки. Я снимаю руки с клавиатуры. Аплодисменты. Кажется, мне удалось сегодня сказать языком музыки что-то особенное. Как велика моя творческая радость! И как я хочу, чтобы и мои ученики были счастливы благодаря музыке. Скромно надеюсь и всем сердцем желаю, что нам удастся вместе испытать самые радостные чувства от музыки и творчества!