
Описание опыта работы Толпекиной Ольги Николаевны
Государство нуждается сегодня в образованных и успешных гражданах, умеющих самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за неё. На воспитание нового поколения учеников направлена вся моя система воспитательной работы.
Целью концепции моей работы является создание благоприятной развивающей среды для формирования личности ребёнка:
- физически здоровой;
- интеллектуально-развитой;
- креативно- мыслящей личности.
Моя тема как классного руководителя - «Формирование метапредметных компетенций у учащихся через вовлечение в проектную деятельность».
Целью своей педагогической деятельности ставлю перед собой, прежде всего, обеспечение координации совместных усилий семьи и школы по созданию единой воспитательной среды, направленной на создание сплоченного классного коллектива.
Воспитательную работу строю на основе следующих принципов:
- гуманизации;
- коммуникативности;
- индивидуализации;
- деятельностного и ценностного подходов;
- самореализации личности;
- принцип шести «П» (Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация, Портфолио проекта).
Всегда стараюсь выстраивать воспитательный процесс, который оптимально может обеспечить достижение поставленной цели.
Согласно цели и принципам, учитывая новые реалии времени, я остановилась на использовании проектной технологии в воспитательном процессе в рамках проекта «Добрые дела в действии». Разработка и принятие данной программы обусловлены рядом наблюдаемых противоречий: за последние 10 лет произошли колоссальные изменения в технологиях, способах проводить свободное время, в отношение к проблемам у подрастающего поколения.
Приоритетные направления духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, согласно программе, в моем классе следующие:
Гражданско-патриотическое
Здоровьесберегающее
Экологическое
Главное внимание в воспитательной работе я уделяю решению следующих задач:
1. Организация всех видов деятельности, способствующих сплочению классного коллектива.
2. Организация интеллектуально - познавательной деятельности учащихся.
3. Изучение личности каждого ребенка, его физического и психического состояния.
4. Мотивация здорового образа жизни.
5. Развитие гражданско-патриотических и нравственных качеств.
Все вышеизложенные задачи решаю с помощью различных форм работы:
-уроки;
-классные часы;
-конкурсы;
-родительские собрания;
-беседы;
-индивидуальные беседы;
-наблюдения за поведением учащихся;
-изучение личности ребенка через анкетирование, тестирование.
В моем 5 классе создана система воспитательной работы, способствующая самореализации и самовыражению как классного руководителя, так и учащихся.
Психолого – педагогическими условиями этой системы являются:
• Программно – целевой подход к управлению внеурочной деятельностью учащихся.
Проектная деятельность помогает подготовить школьников к жизни и работе в завтрашнем высокотехнологизированном обществе, помочь решить задачи достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, самоопределения и формирования умений и качеств, необходимых человеку 21-го века. Ошибочно думать, что дети готовы сразу включиться в активную деятельность. Многие учащиеся не имеют ярко выраженных познавательных мотивов. Необычные формы работы не только служат хорошим стимулом, но и помогают решать задачи поставленные проектом. Все дети получают возможность почувствовать успех при выполнении заданий, оказать взаимопомощь и поддержку, разделить горечь неудач. Давая индивидуальные задания, стараюсь предоставить возможность учащимся проявить активность в любой форме и на любом уровне в виде инициативы, интереса, попытки реализации идеи в конкретном деле. Социальные проекты могут научить детей самостоятельно разрешить самые разные жизненные ситуации. Проекты гражданско-патриотической направленности актуализируют проблему познания и осознания учащимися своей Малой Родины, ориентируют подрастающее поколение на ценности отечественной культуры, прививают детям чувство гордости за свою страну. Проекты спортивно-оздоровительного направления содействуют здоровому образу жизни подростков, формируют культуру здоровья, потребности в занятиях физической культурой и спортом. Проекты познавательного направления модернизируют образовательный процесс школы, способствуют достижению качественных результатов в обучении, формируют ответственность ребенка перед обществом, государством, родителями, самим собой. Трудовое воспитание через проектную деятельность формирует адекватное представление об общественно-полезном труде, способствует осознанию общественной и личной значимости труда.
• Универсальная среда жизнедеятельности учащихся и развития личности каждого ребенка.
Я стараюсь создавать сферы деятельности учащихся, где наиболее ярко проявляются их способности и реализуются их возможности: эстетическая сфера деятельности, эмоциональная, артистическая, игровая, творческая, интеллектуальная и коммуникативная. Универсальная форма плана воспитательной работы позволяет легко проследить динамику совершенствования планирования, пути сотрудничества педагогов, детского коллектива и родителей.
Я тесно сотрудничаю с педагогом - психологом гимназии, активно использую следующие методы: тестирование (метод тестов): тест изучения развития коммуникативных УУД Л. Михельсона; методика Шнайдера для изучения развития регулятивных УУД, проективные методы, опрос (анкетирование, интервью, беседа), психолого-педагогическое наблюдение и эксперимент, анализ педагогической деятельности (плана воспитательной работы).
Основной целью исследования является изучение динамики развития и воспитания обучающихся в условиях специально-организованной воспитательной деятельности.
На основе результатов исследования в начале года в 5 классе я составила характеристику класса и индивидуальную характеристику учащихся, включающая три основных компонента:
– характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;
– определение приоритетных задач и направлений индивидуального развития.
Полученные и зафиксированные результаты исследования вместе с учениками мы включаем в портфолио.
Анкетирование и другие опросные методы дают сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников, а также сформированности классного коллектива. Средний балл- 3, 15. Это средний уровень развития коллектива. В конце этого учебного года, я ожидаю, что средний показатель анкетирования приблизит нас к более высокому баллу. (Приложение 1)
• Создание здоровьесберегающих условий и формирование здорового образа жизни.
Решение основных задач проекта «Д в кубе» предполагает участие классного руководителя в защите каждого ребенка от жизненных невзгод, в решении житейских проблем, в формировании позитивного отношения к своему здоровью. В результате анкетирования, общения с детьми и их родителями, я также пришла к выводу о том, что важную роль в жизни учеников играет компьютер. (Приложение 2)
Возможности компьютера используются очень широко: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений. Но нужно помнить, что компьютер влияет на весь организм человека, на его здоровье. Возникают вопросы: Как используют компьютер современные школьники? Какую опасность имеет для нас компьютер? Как избежать эту опасность? На эти вопросы мы с ребятами постараемся дать ответы в исследовательской работе «Компьютер в жизни современного школьника».
Цель работы:
– выявить положительные и отрицательные стороны влияния компьютера в жизни школьников.
Задачи:
1. Выяснить, какую пользу приносит компьютер школьнику
2. Исследовать влияние компьютера на здоровье детей.
3. Сформулировать правила безопасной работы за компьютером и дать рекомендации при работе с компьютером и так далее.
Формируя образ успешного человека, я стараюсь создавать все необходимые условия для психологического и физического здоровья учащихся, популяризируя занятия физической культурой и спортом, стимулируя интерес к ним учащихся, создавая ситуации успеха для спортсменов класса.
• Организация свободного времени, дополнительного образования.
89% учащихся 5 класса заняты в учреждениях дополнительного образования.
• Сотрудничество и партнерство с родителями в воспитании и развитии личности школьника.
Я целенаправленно провожу широкую пропаганду педагогических знаний и рекомендаций по воспитанию учащихся в семье. Благодаря широкому вовлечению родителей в активную жизнь класса и гимназии сформировано позитивное отношение к гимназии, о чем говорят данные анкет и тестирования родителей.
В классе создана система ученического самоуправления, которая позволяет мне вести целенаправленную воспитательную работу вместе с родителями, учителями-предметниками, администрацией школы, а детям продемонстрировать способности самостоятельного организаторского опыта, раскрыться и найти себя. Воспитание актива группы – важнейшая задача классного руководителя, направленная на развитие организаторских способностей актива и устранение негативных явлений: зазнайства, тщеславия, «командирского тона» в поведении актива. Знание структуры неформальных взаимоотношений, того, на чем они основываются, облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность групповой работы. Поэтому ведется постоянная работа по изучению учащихся, их взаимоотношений в классе, индивидуальных особенностей и проблем в общении. В течение года с ребятами проводятся занятия и тренинги со школьным педагогом-психологом. Укреплению и развитию коллектива на данном этапе способствуют: вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности, постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многих участников, установление дружеских и требовательных отношений, ответственной зависимости между людьми.
В своей практике я использую следующие виды проектов: практико-ориентированный проект (социальный), исследовательский проект, информационный проект, творческий проект. Направления проектной деятельности отражают содержание моей комплексной программы воспитательной работы «Добрые дела в действии».
Ребята участвуют в акциях, посвященных Великой Отечественной войне: «Музей в чемодане»; «Книга памяти» (несколько учеников представили фотографии и рассказы о своих прадедушках и прабабушках), операция «Ветеран в моей семье» - конкурс рисунков; акция «Пожелание» - поздравление ветеранов войны. Проведены классные часы: «Страницы моей семьи в истории Великой Отечественной войны», «Дети войны», «Города - герои», «Животные – герои на войне». Я думаю, что проект помогает ребятам проникнуться болью и радостью советского народа, почувствовать свою сопричастность к великому событию.
Война не только в прошлом. Мы храним о ней память как признание великого подвига. В своей работе стремлюсь воспитывать людей неравнодушных, объединённых единым интересом к истории своей Родины.
Проекты включают ребят в решение социально значимых проблем реальной жизни, формируют опыт самоорганизации, ответственного отношения к достижению результатов. В результате работы в рамках этого проекта проведены экологические субботники, благоустройство школьного двора, классного кабинета.
Мы также регулярно принимаем участие в сборе макулатуры и экологических акциях: «Собери пластиковые бутылки!», «Сдай батарейку!», «Подари вещам вторую жизнь!», «Дай книге вторую жизнь!», «Озеленение школы».
Важную роль в воспитании нового поколения играет помощь детям - сиротам и больным детям, помощь детям из малообеспеченных семей, помощь воспитанникам приютов и помощь детям из детских домов. В ходе операций, проводимых в нашей гимназии, ребята поздравляли педагогов – ветеранов (фотовыставка «Нашим бабушкам и дедушкам с любовью», поздравительные открытки, выполненные своими руками), собрали подарки для ребят детского дома, для онкобольных детей. Также ребята приняли участие в благотворительной ярмарке, собранные средства которой пошли в фонд помощи онкобольным детям и в фонд помощи бездомным животным.
Проект дает детям возможность увидеть другую сторону жизни, оценить свои данные судьбой возможности, и сделать переоценку ценностей и нравственных установок.
Ребята моего класса – большие поклонники спорта. Четыре мальчика занимаются в футбольной команде гимназии, трое –в фехтовании, двое серьезно занимаются хоккеем, один является хоккеистом «Ак Барса» и выступает на соревнованиях Республиканского и Всероссийского масштаба. Девочки участвуют в соревнованиях по спортивным танцам, одна девочка увлекается верховой ездой. Несколько человек занимаются волейболом. Традиционно мои ребята участвуют в «Весёлых стартах», в акции “Скажи нет наркотикам!».
Вместе с родителями мой класс принимает участие во Всероссийских спортивных акциях «Кросс нации», «Лыжня России».
Проектная деятельность обладает неисчерпаемым потенциалом в развитии социальных способностей учеников, их познавательного интереса и творчества, является незаменимой формой организации внеклассной деятельности в школе.
Как классный руководитель, я нахожусь в центре событий, но при этом не руковожу детьми, а стараюсь подать им идею и помогаю воплотить её в жизнь. И всегда радуюсь успехам вместе с ними!
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Акция "Мы помним!" | 46.25 кб |
«Книга памяти» | 38.4 кб |
«Семья и род в моей жизни». | 15.8 кб |
Акция "Помоги птицам!" | 31.21 кб |
Эко- субботник | 37.98 кб |
за здоровый образ жизни!.JPG | 45.95 кб |
1.docx | 173.68 кб |
2.docx | 25.55 кб |
- Толпекина Ольга Николаевна's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Комментарии
Ольга Николаевна!
Пусть всё исполнится и всё осуществится
Успехов начинанья будут смелы.
Удача всем мечтам поможет сбыться
И спорится в руках любое дело!
Творческих замыслов Вам и их успешной реализации!
Огромное спасибо за тёплые слова и поддержку!
Олечка, ты замечательный человек и отличный педагог! Держи курс на победу! Гимназия надеется на тебя и поддерживает тебя!!
павлова о.ю.
Олечка, ты замечательный человек и отличный педагог! Держи курс на победу! Гимназия надеется на тебя и поддерживает тебя!!
павлова о.ю.