SMI.KAZANOBR.RU

Игра для детей 6-7 лет по формированию лексико-грамматических категорий "Зов джунглей"

jpg

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию игру по лексической теме "Животные жарких стран и их детеныши", которую вы можете использовать и в своей работе.
Цели:
Коррекционно-образовательные: - закрепление названий животных жарких стран и их детенышей;
- уточнение внешних признаков животных, их строения;
- формирование умения образовывать сложные прилагательные;
- формирование умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
- образование существительных с помощью суффикса –ищ-;
- формирование умения изменений слов ед.ч. в мн.ч.;
- закрепление навыков словоизменения. Коррекционно-развивающие: - развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики; - совершенствование фонематического слуха; - закрепление навыка составления предложений с заданным количеством слов;
- развитие речеслухового внимания. Коррекционно-воспитательные: - воспитание усидчивости и самоконтроля;
- воспитание умения работать в команде.
Оборудование: картинки домашних и диких животных, картинки животных жарких стран, картинки с изображением нескольких детенышей, макеты бананов
1. Организационный момент. Закрепление пройденных тем. (Дети делятся на 2 команды. Дают им названия)
- Ребята, сегодня мы вспомним диких и домашних животных, про которых говорили ранее. А также вспомним о животных жарких стран, познакомимся с новыми. У нас будет соревнование, которое мы назвали «Зов джунглей». Вы уже поделились на 2 команды. За победу той или иной команды в определенном конкурсе вам будет вручаться банан. К концу игры, у кого окажется больше бананов, тот и выиграл. Итак, первое задание. На ковре лежат картинки. Первая команда выбирает только те, на которых изображены домашние животные. Вторая команда – с дикими животными.
2. Развитие артикуляционной моторики.
- Нам с вами сегодня придется много говорить, поэтому давайте подготовим свои ротики и сделаем зарядку для язычка и губ.
- Открывая - закрывая ротик, мы покажем как зевает бегемотик (упражнение «Окошко»)
- А сейчас покажем зубки! Оскал как у тигра – это не шутки! (упражнение «Заборчик»)
- Губы трубочкой тяни, хоботок слона всем покажи (упражнение «Хоботок»)
- Язычок кривляется, обезьянка получается (Круговые движения языка вокруг сомкнутых губ. Упражнение «Обезьянка»)
- Губки мы соединяем, и верблюду подражаем
Фыркать будем дружно враз, как верблюды мы сейчас (дуть на сомкнутые губы, до появления вибрации в них.
3. Пальчиковая гимнастика «В жарких странах» В Африке животные разные живут (Сжимать и разжимать пальцы в кулаки.)
Шимпанзе, гепард, газель, лев и зебра тут (Поочерёдно загибать пальцы одновременно на обеих руках.)
Слон имеет хобот (сложить пальцы обеих рук в «Щепотку»)
Сильные клыки (вытянуть указательные пальцы обеих рук, остальные пальцы в кулак)
А жирафы там... Очень высоки!! (поднять кисти рук от и тянуть.
4. Отгадывание загадок по лексической теме. - Я загадываю загадки по очереди. За каждую правильную отгадку вы получаете банан. Если же вы затрудняетесь с ответом, вашу загадку отгадывает команда соперника.
Хищника клык, страшный рык, Слышат звери, обомлев
Кто же этот хищник? (лев)

У него два горба, В них и пища, и вода. Он выносит тяжкий труд. Как его зовут? (верблюд)

Крепко сбит, да невысок,
На носу – крепкий рог,
Кто его дразнить посмеет-
Того он на рог подденет….(носорог)

Знают взрослые и дети,
Что он выше всех на свете!
Длинношеий, длинноногий,
Плавно ходит по дороге (жираф)

Не слыша волны океанской,
Морского простора не зная,
В далекой степи африканской
Резвится тельняшка морская (зебра)

Пасть его зубастая,
Страшная, опасная.
Хоть на вид он как бревно,
Мощный, хищный все равно (крокодил)

Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет двадцать рос (слон)

Когда он в клетке, то приятен.
На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку (леопард)

Он очень толстый, неуклюжий,
Лежать любит в грязной луже.
У него огромный рот...
Кто он детки? (Бегемот)
Г. Ступников
(После отгадывания каждой загадки с детьми кратко обсуждается животное. Какие части тела оно имеет, какой окрас.)
- Каких еще животных жарких стран вы знаете?
- Что можете о них рассказать?
5. «Страна великанов». - Представим, что сейчас мы попали в страну великанов, где огромных размеров все животные. По каждой команде я называю слово, а вы изменить слово так, словно это что-то большое. Подсказка: в ваших словах-ответах должен быть слог ИЩ.
Хвост - хвостище, лапы - …, нос…, усы - ….полоса - …, нога - …, зубы-…и т.д.
6. «Страна лилипутов». - А теперь мы в стране лилипутов, где все очень маленькие. Я кидаю мяч каждому игроку команды по очереди, вы должны бросить мяч мне и изменить слово так, как будто это что-то маленькое.
Бегемот – бегемотик, жираф-..., тигр-…, кенгуру-…, верблюд-…, обезьяна - …, крокодил -…, слон - …
Физкультминутка. «Веселые животные» Показали свой животик, словно это бегемотик (дети выпячивают животики)
А теперь жирафы мы, тянем шеи как они (дети вытягивают шею, стоят на цыпочках) Будем топать и скакать,
Слонов, обезьянок изображать (топать ногами, затем прыгать на обеих ногах)
7. «Один-много детенышей».
- Я вам показываю картинки, на которых изображены детеныши животных. Вы должны их правильно назвать и изменить слово, будто детенышей много.
Львенок- львята, слоненок-…, тигренок-…, верблюжонок-…, страус-…, кенгуру-…и тд.
8. Игра «Кто внимательный?» - Я называю разных животных, вы должны хлопнуть только тогда, когда услышите, что я назвала животного жарких стран.
Собака, жираф, волк, корова, слон, лиса, зебра, медведь, кошка, обезьяна, бегемот, свинья, заяц, лев, крокодил, кенгуру и т.д.
9. «Придумай предложение» - Каждая команда выбирает по три картинки с изображением животного. Вам нужно придумать про животное красивое предложение. Предложение должно состоять из 3-х слов. Затем другое предложение про другого животного из 4-х слов, затем из 5 слов.
10. «Соедини слова»
- Соедините два слова, чтобы получилось одно длинное. Например, у бегемота толстая кожа, значит он какой? - толстокожий…
У льва длинный хвост – он…
У жирафа тонкая шея – он…
У бегемота короткие ноги – он…
У слона большие уши – он…
У носорога короткий хвост – он…
У зебры длинные ноги – она…
У носорога острый рог – он…
11. Итог занятия - Подошла к концу наша игра «Зов джунглей». Сейчас мы подсчитаем ваши трофеи-бананы, и узнаем какая команда стала победителем. Но сначала ответим на вопросы:
- Про каких животных мы сегодня с вами говорили?
- Какие задания показались вам наиболее сложными, а какие легкими?
Подсчет результатов. Награждение медалями.