SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Опыт работы "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности".

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 348 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Авиастроительного района г. Казани
Николаева Лариса Васильевна
Высшая квалификационная категория. Стаж работы 31 год.
Тема над которой я работаю это развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
“Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”(Б. М. Теплов)
Почему я выбрала данное направление? А потому что театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Участвуя в театральных постановках, ребенок учится видеть прекрасное в жизни и в людях, у него зарождается стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне, сохраняя уникальность и самоценность детства как важного этапа в общем развитии личности ребенка.
В театральных постановках участвуют все дети, каждый примеряет на себя какую-либо роль. Такой подход способствует лучшему запоминанию текста в совместных репетициях (одни зрители, другие актеры) и мотивирует на лучшую игру – рождает «здоровую конкуренцию».
Цель моей работы : Создать условия для всестороннего развития личности ребенка средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Способствовать развитию творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).
2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).
4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).
5. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.
6. Развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
7. Обогащать и активизировать словарь.
В своей работе я использую такие виды театра как:
• Настольный театр.
• Театр на руке.
• Напольные куклы.
• Стендовый театр.
• Верховые куклы.
Свою работу построила в три этапа:
1 этап – индивидуализация образовательного процесса;
2 этап – создание предметно-развивающей среды;
З этап – вовлечение родителей в образовательный процесс.
Методика работы по театрализованной деятельности в разных возрастных группах
Театрализованной деятельностью заниматься с детьми я начала с раннего возраста оформила уголок ряженья, изготовила настольные театры, книжный уголок, приобрела сказки на CD носителях, оформила картотеку «Пальчиковые игры». Вместе с ребятами мы обыгрывали потешки, произведения А. Барто, имитировали движения различных животных.
С детьми во второй младшей группы мы продолжили работу над имитацией отдельных действий человека, животных, птиц, показывали разные эмоции людей: радость, грусть. Использовала игры на развитие слуха, на развития звукоподражания, на формирование речи (игры с пальчиками), которые в дальнейшем помогли лучше передать характер персонажа. С целью эмоционального восприятия и яркого проживания героев сказок в течение года дети слушали произведения устного народного творчества, литературные произведения, аудиосказки, пели песни о петушке, воробушке, осени и зиме, колыбельные. А также рисовали и лепили для сказочных героев угощения.
Вместе с детьми мы продолжили драматизировать сказки: «Курочка Ряба», «Репка», а так же попробовали показать сказку «Колобок», «Теремок», произведение К.Чуковского «Цыплёнок». Делали утреннюю гимнастику по сказкам «Три медведя», «Колобок».
В средней группе я дополнила предметно-пространственную среду в соответствии с возрастом детей: костюмы, виды театров, аудиозаписи классических и детских произведений, альбом «Художники-иллюстраторы», художественная и познавательная литература в соответствии с возрастом детей. В музыкальный уголок были добавлены озвученные и неозвученные музыкальные инструменты. Дополнена коллекция мелких игрушек для режиссёрских игр. Приобретены дидактические игры.
Работа над ролью с детьми в средней группе
* Я кратко, но достаточно убедительно даю художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь
выразительно читаю поэтическое произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
* Анализирую события, которые описаны в поэтическом произведении. Формирую у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.
* После распределения и принятия ролей побуждаю детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки меня с участием детей.
* Подвожу детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой котенок – веселый или грустный, как он выглядит?»
Работа над ролью с детьми в старшей группе
Дети стали старше, и теперь они вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности с ними может строиться в два этапа.
Первый этап предполагает подготовку к спектаклю и включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю.
Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовке к проведению самого спектакля и выступлению на сцене. На первом этапе я:
-стараюсь заинтерисовать детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, и выразительно исполняю его или предлагаю детям самим сочинить спектакль для своего выступления;
-интересуюсь, понравилось ли детям произведение или нет. Получив положительную оценку, я предлагаю разыграть его в ролях перед родителями и повторно выразительно читаю его детям. Если дети сами придумывают содержание, предлагаю каждому из них выбрать для себя роль.
* Работа над ролью с детьми этого возраста строится также, как и в средней группе.
Театр в детском саду учит детей видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Любовь к театру остается у детей не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника проведенного в детском саду вместе со сверстниками, родителями и воспитателями.
Переходя в подготовительную группу мы планируем самим детям выступать в роли режиссера, сценариста, декоратора. И планируем поставить музыкальную постановку.
Таким образом, мы видим, что каждый возрастной этап требует своего подхода к методике работы с детьми. Разница подхода связана с пониманием возможностей детей в каждом возрасте, с предъявлением требований к ребенку и ожиданием определенных результатов.
Инновационная идея заключается в важности заинтересовать родителей воспитанников перспективами формирования театрализованной деятельности в ДОУ, приобщая их к жизни детского сада и делая их полноправными партнерами в своей работе. Когда детям ещё не хватает полноценных знаний, умений и навыков (в младшем дошкольном возрасте), режиссерами выступают воспитатели, а соавторами - сценаристами, артистами, декораторами и костюмерами родители воспитанников. Старшие же дошкольники сами способны проявлять инициативность в режиссёрской деятельности, работают над костюмами и декорациями, учатся распределять роли между собой.
Применение вышеприведённой инновационной технологии в театральной деятельности позволило добиться нужной динамики в развитии детей были отмечены большие изменения в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. внимания, памяти, мышления и воображения. Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональной стороны ребенка, раскрытию его творческо - актерского потенциала.
Состав такой технологии позволяет развить у детей дошкольного возраста следующие качества индивидуальности: толерантность, твердость характера, расположение и открытость к окружающим, сопереживание происходящему, развитие фантазии и желание регулировать свои эмоции.
С накопленным опытом работы охотно делюсь с коллегами по работе, родителями, выступая на семинарах-практикумах, методических объединениях, круглом столе, педагогических советах, родительских собраниях, консультирую.
Занимаясь с детьми театром, я ставлю перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.