SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Учитель в моей жизни.

5

Хотелось бы начать разговор об учителях с известных всем строк А. Дементьева:
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!
Роль учителя в жизни отдельного человека и в жизни всего общества всегда была велика. Ещё в разработанной великим китайским философом Конфуцием религиозно - философской системе воспитатель относится к категории «цзянь-цзы» - совершенно мудрых, благородных людей (XII в. до нашей эры). Уважение тех, кто воспитывает и учит, является непременным правилом поведения каждого человека. А японская пословица гласит: «Никогда не наступайте даже на тень учителя.» А вот, что писал о значимости роли учителя в прогрессивном развитии общества русский педагог К.Д. Ушинский: «Воспитатель… чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознаёт, что его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения». Таким образом, лучшие умы человечества всегда рассматривали труд учителя как самый благородный, ответственный, определяющий будущее людей и общества.
Но профессия учителя во все времена считалась не только наиболее почетной, но в то же время наиболее тяжелой. Умение передать свой опыт молодым, только вступающим в самостоятельную жизнь людям – это талант. Я считаю, учителем не может стать человек, безразличный к судьбам детей. Педагог любит и понимает детей, всегда готов прийти на помощь в трудной ситуации. Для своих воспитанников он настоящий друг, искренний помощник и мудрый советчик. То есть учитель не только учит и дает знания, он выполняет и нелегкую миссию воспитателя, а это не просто работа, это подвижничество. В этой роли он выступает как хранитель и носитель многообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных, интеллектуальных, духовных и других. Накапливая всю жизнь эти ценности в себе, он их затем передаёт молодому поколению.
Поэтому самая главная, социальная функция педагога, на мой взгляд, – формирование духовного мира молодёжи в соответствии с принципами и ценностями конкретного общества. Именно над этим учитель работает постоянно, формируя у подрастающего поколения знания, понятия и убеждения о правилах человеческого общежития в соответствии с принципами и нормами нравственности, права, эстетики. Воспитывая у молодёжи представления об общечеловеческих ценностях, педагог учит детей регулировать своё поведение в соответствии с этими ценностями, жить по принципам доброты и милосердия, терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.
Но если раньше учитель был чуть ли не единственным образованным человеком, особенно на селе, а его эрудиция — основным источником знаний, то сегодня книги, журналы, телевидение и Интернет стали важнейшими источниками информации, что как бы оттеснило учителя, лишив его данного приоритета. А потому ему приходится много работать, чтобы и сегодня быть наиболее информированным, доказывая особую значимость педагога, как для детей, так и для их родителей, доказывая право на уважение и авторитет.
Современная эпоха, выдвинув в качестве базового положение - «учитель – ключевая фигура в образовании», не только поддержала педагога, но и заметно усложнила и расширила функции и задачи учительской деятельности в школе. Труд учителя никогда не был лёгким и простым. Но сейчас как никогда ранее, стал многофункциональным, сложным, научно творческим по своему характеру, так как современный учитель имеет дело с более сложным контингентом школьников, чем его предшественники.
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. На данном этапе, как мне кажется, важнейшая задача учителя, преподавателя - научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания. Поэтому педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована самим временем: владеть компьютером, мобильно использовать интерактивную доску. Ставки делаются на специалистов, способных осваивать новшества, способных принести в школьный класс творческий дух и энергию. Педагогические работники должны чутко реагировать на все изменения в стратегии образования, разумно использовать информационно-коммуникативные возможности нового века. Главная задача школы и учителя - способствовать созданию на уроке такой атмосферы, в которой бы каждый ученик почувствовал необходимость обучения.
При этом учитель должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не только "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы
Учитель не только учит и дает знания, он выполняет и нелегкую миссию воспитателя, а это не просто работа, это подвижничество. Личность педагога, его позиция, мироощущение и безграничная любовь — вот что сегодня особенно значимо, хотя и требует времени, сил, полной самоотдачи.
Поэтому:
Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых.