SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Учитель в моей жизни (эссе)

Каждый человек,
встречающийся нам на пути
есть наш учитель
(Восточная мудрость)

Учитель – это не обязательно педагог по образованию. Это человек, который способствует внутреннему развитию другого человека, вдохновляет на саморазвитие. Мне посчастливилось в своей жизни повстречать Учителей с большой буквы. Каждый из них сыграл важную роль в становлении меня как личности и как профессионала.

Такими Учителями для меня являются, прежде всего, мои родители. И папа, и мама - учителя. С детства я сидела у них на уроках, проверяла вместе с ними ученические тетради, участвовала во внешкольных мероприятиях. Я видела, а скорее даже чувствовала ту энергию, которую мои родители, будучи учителями, передавали своим ученикам. Я видела у них такие качества как ответственность, честность, человечность, любовь к своей профессии. Мне хотелось быть похожей на них. Именно это и определило мой выбор профессии - стать учителем.
Образцом доброты, любви к людям и отношением к жизни для меня стал мой дед. Он научил меня даже в самые трудные времена сохранять свое человеческое достоинство, свое лицо, веру в людей и их доброту. Дед внушал нам мысль: человек всегда должен помнить, что самая большая ценность - это человек, человеческая жизнь.
В педагогике и психологии 21 века модным стало понятие успешной и конкурентоспособной личности, мне же эти понятия не импонируют. Мои учителя - мой дед, мои родители - сформировали во мне убеждение, что человечность в человеке гораздо важнее и ценнее успеха. И ежедневная практика общения с детьми, их родителями это подтверждает. Надо быть открытым людям, терпимым, искать в них, прежде всего, лучшее. В своей работе с детьми я использую принципы принятия, любви и мягкости. Я убеждена, что в каждом ребенке, даже за маской безразличия и вызывающего поведения скрыты ранимость, глубокие переживания. В каждом ребенке есть глубокий личностный потенциал, тот лучик света, добра и любви. А умение найти лучшее, просто «хорошее» в себе и в другом обогащает любого человека духовно.
Проблема отношений между людьми всегда меня привлекала. Огромное впечатление на меня произвели книги татарских, русских и зарубежных писателей, таких как Аяз Гилязов, Туфан Миннулин, Дмитрий Лихачев, Чингиз Айтматов, Виктор Франкл. В этих книгах раскрыта великая мудрость, которую так сформулировал в «Письмах о добром и прекрасном» Д.С.Лихачев: «Добро и красота едины для всех народов».
Проблема взаимоотношений людей в аспекте нравственности легла в основу моих научных изысканий. И здесь я благодарна своему научному руководителю Леониду Михайловичу Попову, которого безусловно считаю великим учителем. Он заинтересовал меня главной наукой - наукой о человеке.
Своими учителями я могу назвать учащихся и их родителей, с которыми я встречаюсь ежедневно. С уверенностью могу сказать, что процесс обучения не односторонний. Каждая новая встреча с ребенком обогащает и меня, наталкивает на размышления, на диалог.
Работая школьным психологом, я изучаю отношения людей в семье, родителей и детей, ребят в группе и прихожу к выводу, что человеческие взаимоотношения как снежинки за окном. Вроде бы чем-то похожи, но каждая со своим узором, который никогда не повторяется дважды.
Я помню все «уроки» моих учителей и очень благодарна им. Возможно, и я буду для кого-то Учителем.