SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Учитель в моей жизни"

IMG_5849

Почему я пришла в школу? Почему выбрала эту профессию? Ответ очень прост: для меня это не только работа – это истинное призвание, состояние души, образ жизни, без чего я себя не представляю. Мне близки слова великого писателя и педагога Л.Н.Толстого: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему признанию». Мне повезло познакомиться с прекрасным учителем – Ниной Константиновной, которая не только научила меня любить русский язык и литературу, развила личностные качества, но и посоветовала сделать верный выбор жизненного пути – стать учителем.
Юность – это время разного рода поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий. Учителей в моей жизни было много: родители, родственники, любимые книги, культовые фильмы, встречи с интересными людьми. Однако самым главным человеком я считаю Нину Константиновну – преподавателя-филолога, чей образ в юности казался мне близким к идеалу. Мне казалось, она знала все. С интересом я слушала ее рассказы о том, что Пифагор был не только великим математиком, но и чемпионом Олимпийских игр по кулачному бою, прототипом злой помещицы из повести «Муму» была сама мать автора И. С. Тургенева, Н.В.Гоголь, родившийся первого апреля и считающийся выдающимся юмористом, в реальной жизни был очень грустным человеком. Когда Нина Константиновна узнала, что я хочу быть филологом, она изложила свое жизненное кредо: «Я учу других и учусь сама: образование через всю жизнь. Работа в школе – это стимул к саморазвитию. Воспитывая детей, меняюсь сама». Конфуций верно писал: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».
Из разговоров с ней я поняла, что общение с педагогами оставляет огромный след в душе человека на всю жизнь. И только от них зависит, какой это будет след – светлый и добрый или же пустой, ни о чем не говорящий. Общество постоянно ставит перед педагогами очень сложные воспитательные задачи. И то, как учителя с ними справятся, таковыми будет духовное здоровье нашей нации.
На своих уроках (благодаря поддержке и помощи Нины Константиновны) я использую следующие принципы:
- организовать учебную деятельность так, чтобы каждый, ощущая процесс радости познания и творчества, захотел учиться;
- увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины его души;
- воплотить основы сотрудничества, когда учитель не навязывает ученику единственно верное решений той или иной ситуации, а дает возможность самому пробовать, находясь не «над ними», а «рядом с ними»;
- ориентировать школьников на восприятие системы нравственных ценностей, формирующих духовную культуру человека;
- воспитывать их так, чтобы в постоянно меняющемся мире они всегда смогли стать успешными, сумели занять достойное место в социуме.
Поэтому именно в создании условий комфортности обучения и воспитания такого ученика я тоже вижу свою роль.
Совершенно уверена, что любовь и уважение учеников нельзя заслужить, вооружившись только современными методиками, новыми технологиями, концепциями. Нужен еще и нелегкий труд души. Главное – научится видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, важно суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребенок – человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Школа – это удивительная страна, здесь каждый день не похож на предыдущий, а каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, здесь нет времени скучать и тратить время на пустяки, ведь каждый ученик – строитель будущего, это значит, что все жители этой страны в ответе за будущее. И надо спешить узнать новое, торопиться дарить окружающим свою энергию, знания.
В этой учительнице меня удивляло то, что все дети, без исключения, относились к ней с любовью, граничащей с уважением. Очень многие выпускники Нины Константиновны добились большого успеха. Среди них много тех, кто закончил не только МГУ, МГИМО, но и стал украшением лучших университетов мира. В ее альбоме – портреты тех, кто оставил ей на память фото-свидетельство своего триумфа. Она перебирает фотографии и конверты: Москва, Лондон, Нью-Йорк, Вашингтон, Сидней, Мельбурн… Многие живут за границей, звонят, присылают поздравления к праздникам. Приятно осознавать, что все выпускники с благодарностью отмечают в своем успехе лепту этого учителя. И самое главное – бывшие выпускники за руку приводят малышей к ней на урок!
Я была юной девушкой, «обдумывающей житье, решающей делать жизнь с кого»… И в настоящее время я могу назвать себя коллегой Нины Константиновны, чем и горжусь!