SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Безымянный

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения становится обязательным с 1 сентября 2011 года для 1-го класса. 1 сентября 2015 года — для 5-го класса, а через пять лет для 10-го класса. Стандарты общего образования будут вводиться в действие поэтапно — по ступеням общего образования и по мере готовности общеобразовательных учреждений к их реализации.
Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом.
Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС.
Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.
При введении ФГОС должна быть организована широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей.
Необходима организация массового обучения работников образования по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС. При этом первоочередное внимание следует уделить обучению педагогов, руководителей образовательных учреждений.
С 1 сентября 2010 года ФГОС начального общего образования реализуется по мере готовности (по критериям, обозначенным на федеральном уровне) в 26 школах г.Казани (15,5%). Это 59 классов, 59 учителей и 1500 учащихся.
Вопросы введения и реализации ФГОС НОО освещаются на сайтах Исполкома г.Казани, УО и ГМЦ. Информационное сопровождение осуществляется через федеральный сайт standart.edu.ru., сайт МО и Н РТ, Казанский образовательный портал. Эти ресурсы содержат информацию о введении ФГОС в школах, информацию для родителей, педагогов, детей о задачах введения ФГОС.
Несмотря на то, что на местах проводится целенаправленная работа по введению Стандартов нового поколения, существует и ряд проблем системного характера и трудностей, которые требуют совместного решения:
1) наблюдается недостаточность нормативной базы регионального уровня. Не определен статус регионального ресурсного центра, не создан Координационный совет по вопросам введения ФГОС. Не утвержден перечень минимальной оснащенности образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях. Не определено государственное задание на повышение квалификации педагогических и руководящих работников по вопросам введения ФГОС;
2) отсутствует финансовые условия обеспечения введения ФГОС. Не изменен норматив на расчет субвенций в связи с введением 10 дополнительных еженедельных часов в каждом классе на внеурочную деятельность. При введении ФГОС начального общего образования в пилотных школах с сентября 2010 года оплату внеурочной занятости учащихся образовательные учреждения осуществляют за счет учреждений дополнительного образования или использования для этих целей стимулирующей части ФОТ, что в корне искажает идею новой системы оплаты труда.