SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Мои методические разработки

eAT-Pbm_qFk

СЦЕНАРИЙ КОНФЕРЕНЦИИ МАМ.

Зал украшен плакатами: - "Мама – слово дорогое",
- "При солнышке тепло, при матери – добро",
- "Ты одна мне помощь и опора,
Ты одна мне несказанный свет".

Песня "Мама"

1ученик: Мама! Что может быть выше и добрее этого слова, в котором соединено всё: и любовь, и тепло, и нежность, и сама жизнь. Есть ли на свете человек, не произнёсший хоть раз этого слова – мама. Оно заложено в каждом человеке.

2 ученик: В самую трудную минуту человеку нужна мать, и только она. В муках, страданиях человек шепчет "мама", это слово становиться равнозначным слову "жизнь". Человек зовет мать и верит, что, где бы она ни была, она слышит его, страдает, чувствует, спешит на помощь.

3 ученик: Бу дөньга күпме кеше килгән
Бардыр тагын күпме туасы.
Мин әнкәйнең Ходай сөеп биргән
Газизләрдән газиз баласы.

Ведущий: Только один человек может согреть своим теплом ребенка – это мать.
Мама – защитник, помощник, советчик для ребенка, и очень хорошо, когда он делится с ней своими проблемами, тревогами, секретами, ничего не скрывая от своего самого близкого человека.
Быть мамой – это большое счастье, но это и ответственность. Ты перестаешь думать только о себе. Ты несешь ответственность за жизнь, здоровье, счастье своих детей.
Мама должна успевать всегда и всюду. А как трудно, порой, этого добиваться. А всё же, какой должна быть идеальной мама?

Психолог: Идеальная мама, по мнению детей:
 понимает и любит своего ребенка;
 помогает решать проблемы;
 не кричит на своих детей;
 готова всегда выслушать и поддержать своих детей;
 не читает нотации;
 много общается с собственными детьми, интересуется их жизнью;
 искренне радуется успехам и огорчается неудачами своих детей;
 воспитывает у детей привычку заниматься физкультурой и спортом.

Ведущий: Для детей самое большое счастье, когда мама рядом. Послушайте ,что они пишут в своих сочинениях.(Зачитываются отрывки из сочинений )

"На свете много разных мам. И каждый любит лишь свою. Матери бывают разные: добрые и строгие, трудолюбивые и ленивые, но все они любимы своими детьми"

"Я не назову свою маму лучшей в мире, я назову её лучшей во Вселенной"

"Моя мама выполняет как женскую работу, так и мужскую. Я не имею в виду, что папа ничего не делает, но мама выполняет большую часть всей работы"

"У моей мамы по-настоящему "золотые руки", потому что она умеет практически всё. Она очень вкусно готовит, умеет шить, вязать…"

"Я родилась весной, и стала подарком на 8 Марта для своей мамы. Она взяла меня в свои нежные руки и улыбнулась. Несмотря на трудную работу токаря, мамины руки остались такими же нежными и ласковыми"

Ведущий: У нас в школе есть много идеальных мам, которые находят время не только для воспитания детей, но находят время для вязания, шитья, занятия спортом и т.д.
(Выступление многодетных мам,
которые имеют какое-либо увлечение).

Ведущий: Рекомендации для родителей:
 если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием;
 если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку;
 если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют;
 если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье;
 если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в семье;
 если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям;
 если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.
 Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и ученикам предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и самыми теплыми чувствами.
Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы.
Воспитание – это личный пример.
(Выступление детей, которые имеют свои увлечения)

Стихотворение о маме.

Ведущий: Воспитание детей – дело нелёгкое. Как правильно воспитать ребёнка, как находить выход из затруднительных ситуаций, как помочь ребёнку найти хороших друзей, найти своё место в жизни? Ответы на многие вопросы мы можем найти в книгах, журналах, газетах о воспитании. Наша школьная библиотека очень богата. Сейчас слово предоставляется библиотекарю.

(Выступление библиотекаря. Она знакомит с книжной выставкой, новинками художественной и педагогической литературы).

Ведущий: В жизни бывают различные ситуации. Иногда они кажутся неразрешимыми. Но, как говорят, безвыходных ситуаций не бывает. Надо только не теряться, подумать, посоветоваться. Вам предлагаем несколько ситуаций. Как вы поступите?

Ситуация 1. Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убираться в квартире, что-то готовить, но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ – "это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся".
Как вы поступите в такой ситуации?

Ситуация 2. Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребёнка и его самого. В доме – полный беспорядок. Ваш ребёнок смотрит на вас и говорит: "Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?"
Ваше решение в подобной ситуации?

Ситуация 3. После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребёнка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: "Значит, пойду работать".
Как поступить в такой ситуации?

Ситуация 4. Родители подарили деньги своему ребёнку с определённой целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребёнок услышал много гневных слов. В конце концов, он хлопнул дверью и ушёл из дома.
Как поступить в подобном конфликте?

Памятка для мам.

1. Старайтесь говорить со своим ребёнком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
2. Общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его.
3. Опасайтесь получения вашим ребёнком информации из чужих уст.
4. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
5. Не давайте пустых обещаний. Это подорвет доверие к вам.
6. Не делайте за ребёнка то, что он может сделать для себя сам.
7. Не делайте замечание в присутствии посторонних людей.
8. Развивайте способности ребенка.
9. Не бойтесь его хвалить.
10. Будьте всегда и везде примером для своего ребёнка.
11. Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо - ваш ребёнок!
ученик: Пусть глаза ваши лучатся
Только добрым светом!
И любовью ваших деток
Будет жизнь согрета!
(Дальше идёт концертная программа подготовленная силами учащихся)

Сценарий Дня знаний.
(Торжественная линейка проводится на улице. Главный вход в школу празднично украшен шарами, плакатами)

Звучит песня о школе.

(Выходят ученики и ведущий).

1 уч.: Если ты с утра проснулся
И увидел за окном,
Все нарядны и с цветами
И веселья полон дом.

2 уч.: Если видишь по дороге
Много школьников идет,
Значит, наступила осень,
Начался учебный год.

3 уч.: Һәрбер баланың кулында
Матур чәчәк бәйләме,
Мәктәп ишекләрен ачты
Бүген белем бәйрәме.

Вед.: Здравствуйте, ребятишки
Девчонки и мальчишки,
Здравствуйте, зрители!
Дорогие родители!

1-ый: Что-то здесь не всех я вижу,
Где же меньшие из вас?
Пусть сейчас сюда выходит
Самый первый, первый класс…

(Звучит музыка. Выходят первоклассники в сопровождении выпускников)

Вед.: Дорогие первоклассники. Мы рады, что вы пришли учиться именно в нашу школу. Мы гордимся своей школой, учителями, которые здесь работают.
Школа – это маленькая страна, которую вы не найдете ни на одной карте или глобусе, ее там нет. Эту страну предстоит открывать вам самим с помощью учителей.
Мы рады приветствовать вас, выпускники. И к радости, и к сожалению ваша школьная жизнь продлится всего один год.
А сейчас, в честь первоклассников, учителей, родителей, гостей разрешите внести флаг РТ.

Гимн. Вынос знамени.

Вед.: Уважаемые первоклассники, дорогие выпускники, гости! Слово для поздравления предоставляется директору школы.

(Выступление директора)

Вед.: Наша школа по праву гордится своими талантливыми учителями, школьными традициями, вечерами, праздниками, которые помогают нам всем лучше понять друг друга.
Мы хорошо знаем и помним всех учеников, которые у нас учились, помним всех учителей, которые здесь работали. К сожалению многих, среди нас нет. Почтим их память минутой молчания.

Метроном.

Вед.: У нас в школе часто бывают гости. И сегодня в День Знаний мы рады их приветствовать.

(Выступление гостей)

Вед.: Дорогие малыши,
Знаем, вы готовились
Рассказать свои стихи
Вы уже настроились.

(Выступление первоклассников)

1-ый: Мы приветствуем всех вас!
Посмотрите вы на нас:
Мы пришли сегодня в школу –
Поступаем в первый класс.

2-ой: Мне дома не сидится,
Не хочется играть.
Хочу скорей учиться
И первоклашкой стать.

3-ий: Бежал я и вприпрыжку,
Боялся опоздать.
Едва портфель под мышку
Успела мама дать.

4-ый: Знаешь дядя – ученица,
Знаешь дядя – ученик
Буду в школе я учиться,
Хоть и ростом не велик.

5-ый: Теперь-то жизнь другая
Наступит у меня.
Ой, мама дорогая!
Какой же взрослый я!

6-ой: Инде үсеп тә җиттем,
Бүген мәктәпкә керәм
Анда тырышып укырга
Кирәк икәнен беләм.

7-ой: Шуңа барлык хәрефләрне
Өйрәнеп куйдым алдан
Мәктәптә начар билгеләр
Беркайчан да мин алмам.

Песня первоклассников.

(Выход Мальвины)

Мальвина: Здравствуйте, ребята! Сегодня я сама решила привести Буратино в школу, но он опять сбежал. Мой друг Артемон побежал за ним. Я думаю, он его догонит и приведет сюда в школу. Как все-таки он не может понять, что "Ученье свет, а не ученье – тьма".

(Выходят Буратино и Артемон)

Артемон: Мальвина, кое-как мне удалось его догнать.
Буратино: Не хочу я учиться. В школе не интересно.
Мальвина: Что ты, Буратино? Кто грамоте горазд, тому не пропасть
Артемон: Ведь тебя и так много раз обманывали кот Базилио и лиса Алиса.
Мальвина: В школе очень много интересного. Здесь ты найдешь верных и хороших друзей, будешь учиться в светлом просторном классе. Узнаешь, почему идет снег и дождь.
Буратино: А почему идет снег и дождь?
Артемон: А это ты узнаешь в школе. Узнаешь, почему опадают листья на деревьях, куда улетают птицы осенью и почему медведь зимой спит.
Буратино: А почему медведь зимой спит?
Мальвина: А про это все ты узнаешь в школе.
Артемон: В школе есть еще урок физкультуры, который тебе поможет стать сильным и здоровым.
Мальвина: Ну что, Буратино, видишь, как много интересного можно узнать в школе.
Буратино: Пожалуй, вы меня уговорили. Пойду учиться.
Мальвина: Я подарю тебе портфель. А в нем… Ребята, помогите отгадать Буратино, что в нем лежит?

(Загадывает загадки)

1.Буквы все от А до Я
На страницах … (букваря).

2.Чтобы ручкою писать
Приготовим мы… (тетрадь)

3.Кто альбом раскрасит наш?
Ну конечно…(карандаш)

Артемон: Буратино, мы подарим тебе ключик, он откроет все двери к знаниям.
Буратино: Хорошо, спасибо. Я его передам первоклассникам. А сам пойду пока, посмотрю школу.
Мальвина: Пойдем, Буратино. Мы тебя проводим. А мы ,ребята с вами прощаемся. До свидания. Успехов вам в учебе и здоровья.
Артемон: До свидания, ребята. Вас ждет впереди маленькая страна, сказочная страна знаний.

Песня "Маленькая страна".

Вед.: Сейчас, дорогие первоклассники, свои напутствия вам скажут учащиеся 11-ых классов, которые последний год учатся у нас в школе.

(Выступление выпускников)

1-ый: Мы когда-то, как и вы
Поступали в первый класс.
Школу эту очень любим
Школа наша- просто класс!

2-ой: Вот пришел желанный час:
Ты зачислен в первый класс!

А сейчас, дружок, послушай
Мы даем тебе наказ.

3-ий: Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся,
Чтобы в школе не зевать,
Носом парту не клевать.

4-ый: Приучай себя к порядку,
Не играй с вещами в прятки.
Каждой вещью дорожи,
В чистоте портфель держи.

5-ый: Пусть в дневник летят пятерки,
И немножечко четверки
С ними надо вам дружить
И старательными быть.

6-ой: В школе так заведено –
Все мы вместе заодно,
Все мы- дружная семья,
Хоть отдельно каждый я!

7-ой: Школа наша, как и мы
Хорошеет с каждым днем.
В добрый путь, друзья, вперед
Дверь открыта, школа ждет!

(Выпускники дарят подарки первоклассникам)

Вед.: Дорогие ребята, дорогие первоклассники! С праздником вас. В очередной раз наша обновленная школа с радостью раскрывает для вас свои двери.

(Выходят ученик и ученица)

Ученик.: В школе силу мы берем,
В школе учимся, умнеем.
С каждым годом в ней взрослеем,

Ученица: А она из года в год
Расцветает и растет.

Песня: "Мечта".

Вед.: Звенит звонок все громче, все сильнее,
Какая трель над миром разливается!
Ты думаешь, распелся соловей?
А вот и нет- уроки начинаются!

Право дать первый звонок представляется ученику 11 класса _____________________________ и ученице первого класса ________________________________.

Вед.:На этом торжественная линейка подходит к концу. Школа, равняйся, смирно. Вынести флаг РТ.

Гимн. Вынос знамени.

Вед.:Проводим первоклассников дружными аплодисментами в школу..

Интеллектуаль бәйге
Син туган тел аркылы
(Татар әдәбиятыннан олимпиада)
I тур
Һәр дөрес җавап 1 балл белән бәяләнә.
1. “Әкиятне таны”.
а) Урман эче бик якты,
Күктә айлар калыкты.
Көлдән күмәч аламын,
Әниләргә барамын. (“Гөлчәчәк”)
ә) Борын заманда булган ди бер ярлы, өе булган ди саламнан. (“Саламторхан”)
б) Күп юл уздык, туган илдән ерак киттек,
Бара-бара инде тәмам арып беттек.
Алҗыдылар инде безнең аяклар да,
Тузып бетте инде безнең тояклар да. (“Кәҗә белән Сарык”)
в) Тукта, тукта, туктап тор,
Ашарга өлгерерсең,
Биюемне карап торсаң,
Авыз ачып калырсың. (“Төлке белән Каз”)
2. Түбәндәге мәкальләр кайсы әкияткә туры килә?

1) Акылың булса, ачу саклама.
2) Олыласаң олыны, олыларлар үзеңне.
3) Миндә авыз бар диеп бертуктаусыз сөйләмә.
4) ) Дустың булмаса – эзлә, тапсаң югалтма.
а) “Өч кыз”
ә) “Төлке белән Торна”
б) “Чукмар белән Тукмар”
в) “Сертотмас үрдәк”

Җавап: 1. – ә 2. – а 3. – в 4. – б
3. “Шагыйрьне таны”. Исем яисә фамилия өстә.
Хәсән ... (Туфан)
... Рәхмәт (Бари)
... Такташ (Һади)
4. Башкача ничек әйтеп була?
Букча – (сумка) Шаһәдәтнамә - (көндәлек)
Мөгаллим – (укытучы) Арык – (ябык).
5. Түбәндәге юлларның авторын һәм шигырь исемен яз.
а) Авылыбызның ямен, суы тәмен беләм,
Шуңа күрә сөям җаным-тәнем белән. (Габдулла Тукай. “Туган авыл”)
ә) Бик уңган безнең бакчачы бабай,
Яше үзенең туксанда бугай. (М. Җәлил. “Бакчачы”)
6. Блиц-турнир.
Шүрәленең “әтисе” – ... (Г. Тукай). “Моабит дәфтәре”нең авторы - ... (М. Җәлил)
Казан ханбикәсе – ... (Сөембикә) Шәвәли кемнең оныгы? - ... (Ш. Галиев)
Әкияттәге Сокның туганы - ... (Сак)
Көзнең берничә аяз көне ничек атала? (Әбиләр чуагы)
Кайсы автор җәйне чапкын ат белән чагыштыра? (Р. Миңнуллин)
7. Республикабызда нәшер ителә торган балалар газета-журналлары исемен языгыз.
(“Салават күпере”, “Сабыйга”, “Сабантуй”, “Ялкын” һ. б.)
II тур
1 балл белән бәяләнә торган сораулар.
1. Кайсы әкият нинди төркемгә керә?

1. “Унөч”
2. “Гакыллы хәйлә хикәяте”
3. “Өч сорау”
4. “Каракош”
а) Көнкүреш әкиятләре
ә) Хайваннар турында әкиятләр
б) Тылсымлы әкиятләр

Җавап: 1. – б 2. - ә 3. – а 4. – б
2. “Иясен тап”.
Өр-яңа итекләр - ...(Куян кызы)
Алтын тарак - ...(Су анасы)
3. Түбәндәге әкиятләрнең авторын языгыз:
“Койрыклар”, “Нечкәбил”, “Тукмар белән Чукмар”, “Сертотмас үрдәк” - ... (А. Алиш)
4. “Исемнәр куй”.
а) “Борын-борын заманда Бохара шәһәре янындагы Шәҗегъ дигән авылда бер ир белән хатын яшиләр иде.
Көннәрдән бер көнне боларның игезәк ир балалары булды. Ата белән ана бик шатландылар. Балаларның берсенә - Әбугалисина, икенчесенә Әбелхарис дип исем бирделәр...” (К. Насыйри)
ә) “Ул, айдан ярдәм сорап, яшьле күзләрен күккә күтәргән икән – аптырап киткән: ай белән үз арасында ул гаҗәп матур бер йолдыз күргән.
Йолдыз җем-җем итә, Зөһрә кызны үз өстенә суыра икән...” (Ф. Әмирхан)
5. Безнең халыкта күпчелек кыз бала исемнәре - гүзәллек, сафлык, назлылык, ир бала исемнәре көч, батырлык, кыюлык төшенчәләрен аңлата. Син нинди борынгы исемнәр беләсең?
6. “Исемең матур, кемнәр куйган”
Үз исемең нинди мәгънә аңлата?
7. Телевидениедән балалар өчен нинди татарча тапшырулар карыйсың? Җавап: “Күчтәнәч”, “Тамчы”.
8. Түбәндәге җыентыкларның авторларын таны.

1) “Тәүфыйклы песи” а) Һ. Такташ
2) “Шәвәли хәйләсе” ә) Э. Шәрифуллина
3) “Алма бабай” б) Ш. Галиев
4) “Ничек, нинди, ни төсле?” в) Р. Миңнуллин
5)“Нәниләр китабы” г)Р.Вәлиева

III тур
1. Түбәндәге әсәрләрнең кайсын кем язган?

1) “Карлыгач”
2) “Ана теле”
3) “Кечкенә дуслар”
4) “Кыш һәм кеше”
а) М. Җәлил
ә) М. Гафури
б) Б. Рәхмәт
в) Г. Тукай

Җавап: 1. – в 2. - ә 3. – а
4. – б

2. Татар халык әкиятләрендә генә очрый торган геройларның исемнәрен яз.
Җавап: Гөлчәчәк, Зөһрә, Камыр батыр, Таңбатыр һ. б.
3. Әкият – турнир.
“Койрыклар” әкиятендә мәченең өзелгән койрыгы кемгә эләккән? (Куянга)
“Сертотмас үрдәк” әкиятендә үрдәккә яхшы киңәш бирүче иң игелекле герой. (Керпе)
Капчыкта бүре башы ничә булган? (Бер)
Карчык картны алтын балык янына ничә тапкыр җибәргән? (Биш)
4. “Шалкан” әкиятендәге геройларны исеңә төшер һәм аларны ике төркемгә бүл.
Җавап: Шалкан һәм аны тартучылар.
2 шәр балл белән бәяләнә торган сораулар
5. Түбәндәге сүзләр кайсы әсәрдән алынган? Әсәрнең исемен һәм авторын яз.
а) Бәдретдин, шәкертләр, скрипка; (Ә. Еники. “Матурлык”)
ә) ат, Өчиле, Сасна, Г. Тукай. (“Исемдә калганнар”)
б) Кондызлы күл, беренче балык, Салих. (Г. Ибраһимов. “Яз башы”)
6. Хәзер дә әдәбиятыбызга хезмәт итүче “балачак әдипләре”н таны.
а) “Көләч көзге” аша балаларны елмайтучы юмор остасы. (Ш. Галиев)
ә) Балалар өчен шигырьләр, әкиятләр, җырлы-биюле уеннар, сценарийлар, җырлар иҗат итүче, “Дәү әнигә барабыз” җыентыгы авторы.(Р. Вәлиева)
б) Татар балалар драматургиясен “Гафият турында әкият”, “Авыл эте Акбай”, “Акбай белән Кыш бабай” белән баеткан язучы, Татарстан республикасы Дәүләт Советы депутаты. (Т. Миңнуллин)
7. Түбәндәге төп басма китаплары буенча авторны таны.
а) “Чәчәкләр сәгате”, “Нәни булышчы”, “Мияубикә”, “Гаилә әлифбасы”. (М. Фәйзуллина)
ә) “Рәхим итегез”, “Канатлы мәче”, “Сакчы күркә”, “Сакаллы малай”.(Х. Халиков)
б) “Зәңгәр күлдә ай коена”, “Серле дөнья”, “Биюче бака”, “Өе балчык, иясе карчык”.(Ф. Яруллин)
в) “Гөлназ мәктәпкә бара”, “Илләр гизә Илгизәр”, “Безнең әлифба”, “Айбулат”.(Җ. Дәрзаманов)
Дөньяны матурлык коткара
(Укучыларның сәнгать өлкәсендәге белемнәрен ачыклау)
I тур
Дөрес җаваплар 1 әр балл белән бәяләнә.
1. Кышкы көнне, кайгылы кешене, әкиятләрдәге явыз геройларны рәсемдә нинди төсләр белән сурәтләр идең:
а) зәңгәр, шәмәхә; ә) сары, яшел.
2. Төрле төстәге вак ташлардан яки пыяладан ясалган сурәт:
а) панно; ә) мозаика; б) витраж.
3. Табигатьне төрле сәнгать чаралары белән сурәтләү:
а) портрет; ә) пейзаж;
4. Кәгазьдән бөкләп ясау сәнгате:
а) оригами; ә) аппликация.
5. Кайсы рәссам Алабугада туган?
а) И. Левитан; ә) А. Саврасов; б) И. Шишкин.
6. Башкалабызның үзәк мәйданында урнашкан Зур концерт залы кем исемен йөртә?
а) С. Сәйдәшев; ә) Ф. Яруллин; б) С. Гобәйдуллина.
7. Татар дәүләт опера һәм балет академия театры кем исемен йөртә?
а) М. Җәлил; ә) С. Садыйкова; б) К. Тинчурин.
II тур
Дөрес җаваплар 2 шәр балл белән бәяләнә.
1. Биналар салу һәм аларны нәфис бизәү сәнгате:
а) скульптура; ә) архитектура.
2. Хайваннарны сурәтләүче рәссам:
а) архитектор; ә) скульптор; б) анималист.
3. Татарстан Республикасы Дәүләт гимны көен кем язган?
а) Нәҗип Җиһанов; ә) Рөстәм Яхин; б) Ганс Сәйфуллин.
4. Скульптор, рәссам, график:
а) Бакый Урманче; ә) Лотфулла Фәттахов; б) Иван Шишкин.
5. Казанда туган опера җырчысы:
а) М. Михайлов; ә) Л. Собинов; б) Ф. Шаляпин
6. Г Тукай исемен йөртә:
а) Татар дәүләт академия театры; ә) Татар дәүләт драма һәм комедия театры;
б) Татар дәүләт филармониясе.
III тур
Дөрес җаваплар 3 әр балл белән бәяләнә.
1. Рәсем сәнгате түгел:
а) симфония; ә) портрет; б) натюрморт.
2. Җыр һәм музыка белән генә башкарыла торган сәхнә әсәре:
а) театр; ә) балет; б) опера.
3. Маринистлар:
а) диңгез пейзажы ясаучы рәссамнар; ә) чокып, уеп ясаучылар.
4. “Кырлай моңнары”, “Батыр”, “Сөембикә”, “Моңлы сазым”. Әлеге картиналарны кем иҗат иткән?
а) Искәндәр Рәфыйков; ә) Илдар Зарипов; б) Лотфулла Фәттахов.
5. Татар профессиональ музыка сәнгатенә нигез салучы, музыкаль драмалар, маршлар иҗат итүче, дирижер, композитор:
а) С. Сәйдәшев; ә) Нәҗип Җиһанов; б) Мансур Мозаффаров.
6. “Шүрәле” балетын иҗат итүче:
а) Әнвәр Бакиров; ә) Фәрит Яруллин; б) Алмаз Монасыйпов.
Дөнья өйдән башлана
I тур. Казан
1. ЮНЕСКОның Бөтендөнья мәдәният һәм табигать мирасына кертелгән тарихи объект:
а) Казан Кремле; ә) Сөембикә манарасы.
2. Кремль территориясендә төзелгән мәчет кем исемен йөртә?
а) Кол Гали; ә) Кол Шәриф.
3. Башкалабызның үзәк мәйданы кайсы әдип исемен йөртә?
а) Г. Тукай; ә) М. Җәлил; б) Г. Камал.
4. Казан шәһәре мэры:
а) Ф. Мөхәммәтшин; ә) Р. Миңнеханов; б) И. Метшин.
5. Казанда ничә район бар?
а) 6; ә) 7; б) 8;
6. Бауман урамында кайсы җырчыга һәйкәл куелган?
а) Ф. Шаляпин; ә) И. Шакиров
7. Шәһәребезнең бер урамы химия өлкәсендә зур уңышларга ирешкән академик исемен йөртә. Кем ул?
а) Ю. Фучик; ә) А. Арбузов.
8. Син яшәгән урам кем исемен йөртә,бу хакта ниләр беләсең?
II тур. Республика.
1. Дәүләт башлыгы:
а) мэр; ә) президент; б) депутат.
2. Татарстанда дәүләт теле:
а) татар теле; ә) рус теле; б) татар һәм рус теле.
3.Татарстанда иң зур елга:
а) Идел; ә) Кама; б) Казансу.
4. Кайсы шәһәр сәгать заводы белән танылды?
а) Казан; ә) Чистай; б) Бөгелмә.
5. Нефтьчеләр шәһәре:
а) Алабуга; ә) Буа; б) Әлмәт.
6. Зур йөк автомобильләре чыгаручы шәһәр:
а)Яр Чаллы; ә) Зәй; б) Яшел Үзән.
7. Татарстандагы шәһәр:
а) Уфа; ә) Түбән Кама; б) Сембер.
III тур. Илләр.
1. Олимпия уеннарын үткәрә башлаган ил:
а) Россия; ә) Голландия; б) Греция.
2. Россиянең иң якын төньяк күршесе, Санта-Клаусның туган иле:
а) Норвегия; ә) Финляндия;
б) Япония.
3. “Лего” уенчыклар иле, бөек әкиятче Г. Х. Андерсен туган ил:
а) Дания; ә) Украина; б) Исландия
4. Бремен, Кельн, Гамбург. Бу шәһәрләр кайсы илдә урнашкан?
а) Германия;
ә) Австрия;
б) Бельгия.
5. Үзенең банклары белән дан тоткан иң бай ил:
а) Америка; ә) Швейцария; б) Италия
6. Футбол туган ил:
а) Англия; ә) Бразилия; б) Швеция.
7. Үзенең “Рено” автомобиле, косметика, модасы белән данлыклы ил:
а) Норвегия; ә) Литва; б) Франция.
8. Чиполлинаның туган иле, биек үкчәле итек “кигән” ил:
а) Италия; ә) Кытай; б) Грузия.

Методические материалы для проведения родительских собраний
Совместная работа с родителями помогает выработать единые требования семьи и школы к ребенку, а также найти пути решения общих проблем и задач воспитания. Предлагаем варианты анкеты для родителей.

Анкета для родителей №1

Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Отметьте галочкой тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.

Фамилия, имя ребенка_________________________________________
класс____________

1. Охотно ли ребенок идет в школу?
□ Неохотно.
□ Без особой охоты.
□ Охотно, с радостью.
□ Затрудняюсь ответить.
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как долж¬ное новый распорядок?
□ Пока нет.
□ Не совсем.
□ В основном, да.
□ Затрудняюсь ответить.
3. Переживает ли за свои успехи и неуспехи в учебе?
□ Скорее нет, чем да.
□ Не вполне.
□ В основном, да.
□ Затрудняюсь ответить.
4. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
□ Иногда.
□ Довольно часто.
□ Затрудняюсь ответить.
5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
□ В основном отрицательные впечатления.
□ Положительных и отрицательных примерно поровну.
□ В основном положительные впечатления.
6. Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних занятий?
Укажите конкретную цифру__________ .
7. Нуждается ли Ваш ребенок в помощи при выполнении домашних за¬даний?
□ Довольно часто.
□ Иногда.
□ Не нуждается в помощи. П Затрудняюсь ответить.
8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?
□ Перед трудностями сразу пасует.
□ Обращается за помощью.
□ Старается преодолеть сам, но может отступить.
□ Затрудняюсь ответить.
9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
□ Сам этого сделать не может.
□ Иногда может.
□ Может, если побудить к этому.
□ Как правило, может.
□ Затрудняюсь ответить.
10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
□ Довольно часто.
□ Бывает, но редко.
□ Такого практически не бывает.
□ Затрудняюсь ответить.
11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
□ Скорее нет, чем да.
□ Скорее да, чем нет.
□ Затрудняюсь ответить.
12. Изучение какого предмета, на Ваш взгляд, отнимает наибольшее количество времени? (Напишите название предмета.)
____________________________________________________________
13. Нравится ли Вам школа, в которой учится Ваш ребенок?
□ Да.
□ Больше да, чем нет.
□ Трудно сказать (и да и нет).
□ Больше нет, чем да.
□ Нет.
14. Как Вы думаете, учитывают ли в школе индивидуальные особенности Вашего ребенка?
□ Учитывают.
□ В основном учитывают.
□ И да и нет (трудно сказать).
□ Мало учитывают.
□ Не учитывают.
15. Что больше всего Вы цените в школе, в которой учится Ваш ребенок? (Напишите.)
____________________________________________________________
16. Что нравится Вам в школе? (Напишите.)
____________________________________________________________
17. Какие пожелания ребенка и других членов Вашей семьи не осуществляют¬ся в школе? (Напишите.)
____________________________________________________________
18. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка по окончании школы? Какими качествами должен обладать выпускник школы? (Напишите.)
____________________________________________________________
____________________________________________________________
19. Подскажите, пожалуйста, что необходимо изменить в школе, чтобы Ваш ребенок обладал названными качествами? (Напишите.)
________________________________________________________________________________________________________________________
20. Напишите, пожалуйста, что можете сделать (провести) лично Вы, чтобы жизнь в школе стала более интересной и успешной.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Большое спасибо!
Анкета для родителей № 2
Уважаемые родители!
Скоро в школе будет проходить конференция родительского актива (клас¬сных родительских комитетов). Хотелось бы узнать Ваше мнение.
1. Как Вы думаете, сложился ли дружный и сплоченный коллектив родителей в классе, где учится Ваш ребенок? Ваши доводы.
____________________________________________________________
2. Какие отношения сложились между Вами и классным руководителем?
____________________________________________________________
3. Помогает ли Вам классный руководитель регулировать Ваши отношения с ребенком и педагогами, работающими в Вашем классе?
____________________________________________________________
4. Как складываются Ваши отношения с родительским комитетом класса?
____________________________________________________________
5. Как Вы оцениваете деятельность родительского комитета Вашего класса? Удовлетворяет ли Вас техника избрания родительского актива класса и его состав?____________________________________
____________________________________________________________
6. Какое участие принимали Вы лично в классных делах? Использовались ли Ваши умения, увлечения?________________________________________________
7. В каких сферах жизнедеятельности класса наиболее эффективно, на Ваш взгляд, участие родителей? Какая совместная деятельность могла бы объединить родителей?_______________________________ ____________________________________________________________
8. В чем, на Ваш взгляд, основная причина конфликтов между школой и семьей?____________________________________________
9. В какой помощи со стороны школы Вы сегодня особо нуждаетесь? ____________________________________________________________
Большое спасибо!

Анкета для родителей № 3
1. Сведения о ребенке:
Ф.И.О.______________________________________________________
Дата рождения_______________________________________________
О каких физиологических особенностях и особенностях состояния здоровья ребенка Вы бы хотели сообщить:___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальные психологические особенности Вашего ребенка (подчеркни¬те): спокойный, уравновешенный, вялый, застенчивый, скрытный, активный, мед¬лительный, невыдержанный, легковозбудимый, открытый, иное:_____________________________
____________________________________________________________
Хобби ребенка_______________________________________________
Дополнительные занятия (спорт, искусство)______________________
2. Сведения о семье:
Ф.И.О. папы_________________________________________________
Место работы, должность_____________________________________
Раб. телефон________________________________________________
Ф.И.О. мамы ________________________________________________
Место работы, должность Раб. телефон__________________________
Есть ли в семье другие дети?___________________________________
Имя__________________________________возраст_______________
Имя__________________________________возраст_______________
Домашний адрес _____________________________________________
Домашний телефон___________________________________________
Иной контактный телефон ____________________________________
3. Хотели бы Вы посещать ГПД?_______________________________
Дни________________________________время___________________
Кто кроме родителей будет встречать ребенка?_______________
4. Назовите кружки, которые будет посещать Ваш ребенок в школе__
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
5. Помощь, которую Вы можете оказать классу (подчеркните): ксерокопирование, компьютерная печать, художественное оформление, сто¬лярные работы, экскурсионные поездки, транспортировка учебной литературы, закупка учебной литературы, озеленение класса (дизайн, уход), фото- и видеосъемка классных мероприятий, музыкальное оформление классных праздников, прочее
____________________________________________________________
6. Какие темы Вы хотели бы обсуждать на родительских собраниях в течение года?________________________________________________
Большое спасибо!

Для изучения удовлетворенности родителей работой общеобразователь¬ного учреждения и его педагогического коллектива на родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать ниже перечисленные утверж¬дения и оценить степень согласия с ними.

Анкета для родителей № 4

Уважаемые родители!
Поставьте рядом с каждым утверждением цифру, соответствующую Вашему ответу:
4 - совершенно согласен;
3 - согласен;
2 - трудно сказать;
1 - не согласен;
О - совершенно не согласен
1. Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным___.
2. В среде одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно__.
3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку___.
4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка____________________.
5. В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель_______________________________________________.
6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка___.
7. Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними задания¬ми ___.
8. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка___.
9. В школе проводятся дела, которые полезны и интересны нашему ребенку____.
10. В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок____.
11. Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания___.
12. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка_____.
13. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка_____.
14. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка_____.
Большое спасибо!

Обработка результатов теста
Удовлетворенность родителей работой школы (У) определяется как частное отделения общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, то это свидетельст¬вует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше, но не меньше 2, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низкого уровня удов-летворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

планирование родительских собраний в начальной школе.

Срок
проведения Тема собрания,
вопросы для обсуждения ответственные
Подготовительный период
январь 1.Знакомство со школой.
2.Правила приёма детей в первый класс.
3. Готовимся к школе. Администрация школы, психолог, логопед
июнь Ознакомление родителей с образовательным маршрутом класса. Учитель
Первый класс
сентябрь 1. Особенности адаптационного периода.
2. О задачах на учебный год (утверждение плана работы на год).
3. Выборы родительского комитета класса. Учитель, психолог
октябрь 1. Младший школьник: особенности развития.
2.Оценка результатов обучения и развития личности ребёнка в первом классе. Ознакомление с листком достижений учащегося. Учитель, психолог
ноябрь 1. Итоги адаптационного периода.
2. Дети и телевидение (диспут). Родительский комитет, учитель, психолог
январь Итоги первого полугодия Родительский комитет, учитель
март Садимся за уроки (организационно-деятельностная игра). Родительский комитет, учитель
май 1. Об итогах учебного года.
2. Организация летнего отдыха детей. Родительский комитет, учитель
Второй класс
сентябрь 1.О задачах на новый учебный год (утверждение плана работы на год).
2.Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащегося 2-го класса. Нормы оценок результатов обучения и развития учащихся. Учитель
ноябрь Как воспитывать у ребёнка любовь к чтению. Родительский комитет, учитель, библиотекарь
декабрь Роль семейных традиций в воспитании школьника. Учитель, психолог

январь 1.Итоги первого полугодия.
2. О детской дружбе (совместно с учащимися). Родительский комитет, учитель, психолог
март Что значит: любить своего ребёнка (диспут). Учитель, научный консультант
апрель Воспитание сознательной дисциплины. Родительский комитет, учитель, психолог
май Итоги второго года обучения (торжественное собрание совместно с детьми). Родительский комитет, учитель
Третий класс
сентябрь 1. Задачи на новый учебный год (утверждение плана работы на год).
2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам в третьем классе. Учитель
октябрь Речь младших школьников и пути её развития. Учитель, логопед
ноябрь Как преодолеть школьные трудности. Родительский комитет, учитель, психолог
январь Семейные традиции (организационно-деятельностная игра). Родительский комитет, учитель
март О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников. Родительский комитет, учитель
апрель Дети и компьютеры (мастерская общения). Учитель, психолог
май Итоги третьего года обучения (торжественное собрание совместно с учащимися). Родительский комитет, учитель
Четвёртый класс
сентябрь 1. Задачи на новый учебный год (утверждение плана работы на год).
2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам четвероклассников. Учитель
октябрь Эмоциональное благополучие детей в семье. Родительский комитет, учитель, психолог, социальный педагог
январь 1. Итоги первого полугодия.
2. Спор и ссора (мастерская совместно с учащимися). Родительский комитет, учитель
март Учёт половозрастных особенностей детей в их воспитании. Учитель, медицинский работник, психолог
апрель Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения. Родительский комитет, учитель, будущий классный руководитель 5-го класса
май Прощай, начальная школа (торжественное собрание – праздник совместно с детьми). Родительский комитет, учитель
Нормативно-правовая документация

1. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.92 г.- 16.11.97

2. Закон РТ "Об образовании" от 19. 10.93 № 1982-28.04.04
"М" №9-04

3. Закон РТ "0 языках народов Республики Татарстан" от 8.07.92 -1.07.04
"М" № 10-04

4. Закон РТ "Об утверждении государственной программы РТ по сохранению, изучению, и развитию государственных языков РТ на 2004 -20 13 года"

5. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН -5. 12. 89.
Вест. обр. №10-91

6. Методическое письмо МО РФ от 19.11.98№ 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" (ч еты рехлетней) Вест. обр. №10-98

7. Декларация прав ребенка
8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года

9. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
10. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Н. шк. № 9, 10 - 04, "Уч. газета" № 3 - 04.

11. Федеральный базисный учебный план и примерные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования
12. "Методические рекомендации по построению образовательной среды начальной школы " в соответствии с "Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательном учреждении (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - СапПиН 2.4.2. 11 78 - 02)" от 28. 11 .02.

13 . Приложение к письму МО РФ от 17.12.2001 №957/13-13 "Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе".

14. Письмо МО РФ от 2.04.2002 №13-5 1 -28/1 3 "О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении".

15. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо МО РФ от 25.09.2000 г. № 2021 / 11-13 с дополнениями. Н. шк. №12-2000

16. «Рекомендации по организации приема в 1 класс» от 21 .03.03 №03-51-57 ин/13 – 03

17. О нарушениях при приеме детей в первые классы общеобразовательных учреждений. Письмо МО РФ от 19.06.1998 г. № 06-51-138 / 14-06
18. О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы. Письмо МО РФ от 20.02. 1999 г. № 1561 / 14-15

19. Письмо МО РФ от 20.04.2001 №408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период".
Н.шк. №8-2001.

20. Письмо МО РФ от 3.06.2003 № 13-51-120/13 "О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в образовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования".
Вест. обр. июль № 4-03.

Прикрепленный файлРазмер
y_f9681d93.jpg58.18 кб