SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Гордимся прошлым - строим будущее

5629722

"Гордимся прошлым - строим будущее"
Эссе учителя истории и обществознания МБОУ "Гимназия №40"
Савиновой Елены Николаевны

Современный мир напоминает мне бешено несущийся по рельсам неуправляемый поезд. Нетрудно предугадать, что рано или поздно, когда скорость превысит допустимую, он сойдет с рельсов. Что будет дальше - остается только гадать. С экранов телевизора и интернет-страниц на нас вываливают "горячие" новости: поднимает голову мировой терроризм, политики ведут шальные игры, жонглируя судьбами государств, снижается уровень жизни, катастрофически падает уровень образования, а ведь образование - краеугольный камень устойчивого общественного развития.
Что же делать? Как не потерять жизненные ориентиры в такой круговерти событий? Как выбрать верный путь?
Я - дочь и жена офицера. И мама, и папа служили в пограничных войсках, и с самого детства нашей судьбой были бесконечные переезды. Глухие уголки нашей страны, рассвет на границе, извержение Ключевской сопки, ледовая переправа через реку Камчатку научили меня видеть прекрасное в любом месте, в любой ситуации. Моей первой школой стала гарнизонная школа, а моим любимым предметом, конечно, история с замечательным педагогом Н.А. Мальцевой. Где же еще найдешь ответ на все вопросы современности? Мне кажется, выбор профессии для меня был предопределен...
Мне повезло учиться на факультете, основу которого составляли видные ученые, замечательные педагоги и просто хорошие люди - Т.Н. Иванова, И.А. Липатова, Ю.Б. Лебедев, А.П. Данилова. Семья и альма матер сделали меня такой, какая я есть. Понимая, как много знание истории и любовь к ней значат для формирования личности человека, я решила стать историком.
Общественное развитие весьма ощутимо дает нам понять: будущее - за личностью творческой, самостоятельной, независимо и критически мыслящей, вооруженной последними достижениями науки и технологий. Помимо этого, в неустойчивости современного мира нам очень важно иметь ориентиры для активной и творческой деятельности. Ими могут и должны быть гражданская позиция и патриотизм.
Наша задача как педагогов - создать условия для развития всех этих качеств и умений в надежде нашего государства на будущее - в наших учениках.
Нам выпало жить в крайне сложную эпоху. Не так давно произошел распад Советского Союза, государства-мечты, которое с такой надеждой строили наши прадеды. Помню, как однажды перед Новым годом мама и папа пришли со службы, а потом долго разговаривали на кухне. Папа сказал: "Зачем же рушить так много хорошего?"
И правда, зачем? Не проще ли пользоваться тем, что уже создано, как основой? А.И. Герцен как-то сказал: "Прогресс — неотъемлемое свойство сознательного развития, которое не прерывалось; это деятельная память и усовершенствование людей общественной жизнью". Хорошо сказано, не правда ли? Деятельная память и усовершенствование! Кому, как не учителям истории и обществознания, да и всем, пожалуй, образованным людям, принять эти слова в качестве девиза?
Сегодня не для кого не является тайной секрет разрушения чужого общества - разрушить до основания его ментальность, нравственные устои, ценности, сделать так, чтобы все свое казалось неправильным, никчемным... Рецепт такой метаморфозы мы находим еще у советского писателя Чингиза Айтматова. Преврати человека в манкурта, в того, кто не помнит родства, своих корней, своей истории - вот и потеряны связи внутри народа, цементирующие его, дающие ему силы для того строить свою жизнь.
Мыслить по инерции, учить по старинке, без внутренних фильтров воспринимать те "истины", которые предоставляют нам средства массовой информации, плыть по течению для учителя опасно. Да и будет ли он в этом случае учителем? Учить объективно, всесторонне оценивать происходящее, учитывать порой противоположные точки зрения в стремлении найти истину - очень сложно. Но необходимо. И здесь не обойтись без компетентного педагога, который владеет необходимыми умениями и достаточно широко разбирается в происходящем и прошлом. Что ж, давно известно, что мы учим и учимся одновременно. В этом смысле труд педагога действительно похож на восхождение по лестнице.
История нашей Родины полна славных страниц, которыми нельзя не городиться. Военные успехи - Ледовое побоище, Куликово поле, Бородинское сражение, героическая победа в Великой Отечественной войне и, с другой стороны, мирные усовершенствования - Крещение Руси, деятельность Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, Ивана III, Петра Великого и Екатерины II, Великие либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века... Весьма неполный список. Митрополит Иларион и Андрей Рублев, М.В. Ломоносов и В.Н. Татищев, А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, С.П. Королев и Ю.А. Гагарин... Любое событие, любая личность прошлого заслуживают внимания потомков, заслуживают того, чтобы быть оцененными беспристрастно и верно, и все они - кусочки фундамента, на котором зиждется наша современность, все они кирпичики в нашей картине мира...
Обращая внимание ребят на великие достижения прошлого, мы раздуваем интерес миру вокруг, желание изменить наше общество к лучшему... Задавая проблему, мы учим детей обоснованно принимать решения во взрослой жизни, средство для продвижения вперед. Оценивая объективно ту или иную ситуацию, делать свой выбор.
Каждую минуту мы наблюдаем, как текущие события современности превращаются в историю. И наша главная задача - сделать наши инвестиции в будущее, то есть научить детей оценивать мир верно и объективно, относясь с любовью к своей стране, любить и ценить свою историю, гордиться своим прошлым... Нравственное, осознанное отношение к прошлому - маяк, который мы должны создать для каждого детского парусника-души.
Формирование личности XXI века - главная задача педагога сегодня. И эта задача невыполнима без воспитания гордости за историю нашей страны, без желания внести свой вклад в обустройство нашего общего дома.
Только мы, наши взгляды и поступки, определяем то, каким будет наше будущее. Сейчас, уважаемые коллеги, мы на передовой борьбы за детские умы, за ценностные ориентиры, за их умение строить свою жизнь в соответствии с моральными нормами, за патриотизм и человечность.
Нам выпало жить в трудную эпоху в великом государстве. Помнить об этом - наша задача. Нам есть чем гордиться, и когда мы об этом помним - мы строим наше светлое будущее.