SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Из опыта работы

jpg

Описание опыта работы
учителя истории и обществознания Савиновой Елены Николаевны
МБОУ "Гимназия №40" Приволжского района города Казани

Около двадцати пяти веков назад китайский полководец и стратег Сунь Цзы сформулировал правило, которое сегодня называют "фундаментальным законом управления". Победа, считал мыслитель, есть следствие столкновения собственного превосходства и неуязвимости ("твердого") над слабостью и уязвимостью противника ("пустым"). Мне кажется, сегодня взгляды Сунь Цзы ничуть не утратили своей актуальности. В условиях ускорения темпов развития общества мы ежеминутно находимся в ситуации выбора, и в этом случае умение разделять информацию на "твердое" и "пустое" - анализировать ее - становится необходимым каждому человеку.
Качественное образование - основа любого общества, и в этой связи деятельность педагогов сегодня, пожалуй, одна из самых ответственных. Цель моей педагогической деятельности - способствовать формированию цельной, активной, самостоятельной и творческой личности с социально значимыми качествами, той личности, в которой нуждается и социальный заказ, на которую предъявляет в виде ФГОС и наше государство.
Сегодня нам, учителям, требуется не просто дать ученикам сумму знаний, но и задать своеобразные личностные, нравственные координаты для успеха их жизненного "плавания". И, пожалуй, главное, что необходимо взять с собой в это плавание - критическое мышление как способность анализировать информацию, ничего не принимать на веру, решать жизненные проблемы на основе адекватной оценки ситуации.
В своей деятельности я использую различные педагогические технологии - развивающее обучение, в основу которого легли труды Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, проблемное обучение и метод проектов, основанные на идеях Джона Дьюи, дифференцированное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии. Считаю, что все они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Всеобщая информатизация диктует нам и необходимость использования на постоянной основе информационно-коммуникационных технологий, которые делают мир школьных уроков нагляднее, объемнее, позволяют быстро реагировать на происходящие изменения. Однако в данный момент основное внимание я уделяю технологиям критического мышления школьников, поскольку именно в этой способности личности я вижу перспективу устойчивого развития нашей школы, республики, государства, да и мира.
Вышесказанное определило и выбор мною методической темы - "Формирование социально значимых качеств учащихся на уроках истории и обществознания методами развития критического мышления".
Технологии развития критического мышления сегодня достаточно широко распространены. Ее создателями считаются американцы Ч. Темпл, К. Мередит и Д. Стил, в нашей стране видными представителями этого направления считаются С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская.
Что же дает эта технология ученику? Способность поднимать проблемы и ставить вопросы, формулируя их ясно и четко; находить и анализировать относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их интерпретировать; делать обоснованные и непредубежденные заключения, проверяя их по критериям и стандартам, эффективно взаимодействовать с другими учащимися в поиске решения, то есть те качества, которые требует от нас жизнь в современном обществе.
На уроках я использую как приемы и методы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, так и приемы в рамках технологии, разработанной компанией "Educare".
Для каждого этапа урока в технологии критического мышления я использую определенный набор методов, наиболее полно работающих на его эффективность. К примеру, для стадии вызова я применяю заполнение таблицы "Знаю - Хочу узнать - Узнал" (последний столбец на этом этапе остается пустым), мозговой штурм, структуру "токин мэт" ("говорящая карта") технологии компании "Educare", проблемные задачи.
Стратегию "Знаю - Хочу узнать - Узнал" наиболее эффективно использовать на уроках, предваряющих исследовательскую деятельность учеников. В этом случае столбец "Хочу узнать" и будет формулировкой проблемных вопросов, каждый из которых ученик определит для себя сам. дополнением к данной таблице будут еще две ячейки - "Основные термины" и "Источники информации". Ячейка "Основные термины" воспитывает у учеников способность использовать в речи научные термины и понятия. Рано или поздно на основе систематического ее заполнения у ребят сформируется представление о том, что очень удобно описывать общественные явления с помощью терминов, ведь они помогают увидеть их сходства и различия. Ячейка "Источники информации" также развивает у ребят культуру исследовательской ра-боты, приучая обращать внимание на виды документов, их авторов, даты создания. После того, как большая часть таблицы заполнена, приступаем к самому интересному - работаем с текстом и заполняем колонку "Узнал". Достоинства этого приема таковы, что в результате его применения любой, даже самый скучный текст становится интересным. К тому же использование этой таблицы открывает простор для различных форм работы на уроке - таблицу можно заполнить и индивидуально, и в паре, и группой, обменявшись мнениями, прийти к общему результату, позаимствовать у одноклассников несколько удачных идей и поделиться своими.
Каждый из этих методов отлично подходит и для уроков истории, и обществознания. На стадии осмысления часто использую приемы "инсерт", "клейм-сэпот-куэсчен", дневник двойных записей. В старших классах одним из моих любимых приемов является так называемое "академическое противоречие". Класс делится на группы из 2-3 человек. Одна из мини-групп за столом формулирует три утверждения в подтверждение какого-либо тезиса, вторая – в опровержение. Когда утверждения сформулированы, мини-группы меняются листочками. Каждая из них приводит доказательства в поддержку утверждений другой группы. На третьем этапе работы листочки возвращаются к владельцам. Мини-группы проводят дебаты, используя аргументы, подготовленные друг другом, выносится общее решение от группы. Это упражнение эффективно формирует способность формулировать и доказывать свою точку зрения, видеть и слышать противоположную сторону в дискуссии, коммуникационные умения.
Современность, к сожалению, очень быстро становится историей, и в этом плане школьные учебники, конечно же, не успевают обновляться. Эту проблему я решаю с помощью рабочих листов, которые содержат актуальную информацию по различным темам. На стадии рефлексии находят свое применение синквейны, "шесть шляп мышления", короткое резюме ("800 рублей самэри"), эссе. Удачной находкой в этом плане считаю прием под названием "замыкая круг", когда ученики подводят итог занятия, выделяя вопросы, на которые в процессе урока был дан ответ, и формулируют вопросы к следующей теме.
Один из наиболее эффективных приемов при работе с текстом, который я использую и в среднем, и в старшем звене, - "дневник двойных записей". Знакомясь с отрывком исторического источника или текстом статьи, ребята выписывают в два столбца аргументы автора (наиболее сильные места) и - напротив - свои замечания, комментарии, вопросы к тем или иным аргументам. Этот прием развивает способность анализировать информацию, формулировать свою позицию, слышать позицию другого.
Очень нравятся ребятам методы графической организации информации по теме - кластер, логические схемы, фишбоун. "Разложить информацию по полочкам", сгруппировать и систематизировать ее, а также быстро и качественно повторить помогает один из любимых приемов учащихся - составление интеллект-карт. Особенно актуальным составление интеллект-карт становится в ситуации нехватки времени у выпускников, готовящихся к прохождению государственной итоговой аттестации.
Большое значение при проведении уроков в русле развития критического мышления я придаю общению учеников друг с другом, публичным выступлениям перед классом, учу ребят приемам аргументированной критики, навыкам грамотного составления вопросов. Огромную помощь в этом деле оказывают различные алгоритмы деятельности учащихся: мы совместно составляем памятки "Как оценить ответ одноклассника", "Как оценить доклад", "Как написать рецензию".
Тесно связаны с развитием критического мышления и проектная деятельность, и исследовательская работа. В прошлом учебном году в рамках акции "70 добрых дел к Дню Победы" мы с ребятами задались целью выяснить, какую роль сыграла Великая Отечественная война в истории их семей. Мы составили подробную анкету для членов семей, на основе которой каждый ученик написал рассказ о жизни своих родственников в годы войны, в тылу и на фронте, взрослых и детей. Итогом нашей работы стала книга-альбом "История Великой Отечественной войны в истории моей семьи". Наша работа привела к интересным воспитательным результатам: помимо развития навыков исследовательской работы, каждый из учеников по-новому взглянул на своих бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек. Нашу работу высоко оценили и родители учеников - по их словам, она способствовала значительному потеплению отношений ребят с их семьей. Таким образом, часто критическое мышление приводит к тому, что, получая новые факты, окружающая ситуация переосмысливается. В настоящий момент мы заняты новым проектом, который получит название "Детство наших родителей".
В моем представлении, критическое мышление как способность эффективно работать с информацией неразрывно связано с возможностями использования в учебном процессе сети Интернет. Для формирования способности учащихся анализировать информацию по определенному вопросу и производить ее отбор мы используем такой вид работы, как создание учебных сайтов. Возможности сети я использую и для организации групповой работы учащихся над определенным проектом, презентацией, докладом, используя сервисы совместного редактирования документов, например, Google Doсuments, или создания интеллект-карт, как, к примеру, MindMeister.
На уроках я использую различные формы работы с учениками - фронтальные и индивидуальные, статичные и динамические. Многие приемы технологии компании "Educare" основаны на передвижении учеников во время уроков, к примеру, структура под названием "конэрс". Ученики среднего звена охотно меняются местами, переходят по классу от одной группы к другой, танцуют. Удачной находкой в старших классах является проведение обобщающих уроков в форме дебатов или ролевой игры, что также способствует формированию критического мышления учащихся.
Большое место в моей педагогической деятельности занимает распространение своего опыта по разрабатываемой мною методической теме на мероприятиях различного уровня. В 2014 году представленный мною мастер-класс "Развитие критического мышления на уроках обществознания как инструмент подготовки учащихся к ОГЭ" был отмечен участниками республиканского семинара в рамках стажировки учителей истории и обществознания, в 2015 году статья по этой теме получила первое место во II Всероссийском конкурсе на приз журнала "Наука и образование: новое время".
Работая над методической темой, я стараюсь непрерывно повышать свою квалификацию, заниматься самообразованием. Тема развития критического мышления и методика работы с текстовой информацией на уроках истории и обществознания была одной из главных в курсах повышения квалификации Педагогического университета "1-е сентября" и Педагогического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, успешно законченных мною. На основе технологии развития критического мышления учащихся построены обучающие курсы международной программы "Учимся с Intel", а также ряд курсов образовательного портала "Универсариум", слушателем которых я являюсь в настоящее время.
Мои ученики показывают высокое качество знаний. Так, за последние три года этот показатель по истории составил 61,8, 60,3 и 63,6 процента соответственно, по обществознанию качество знаний также высоко. Средний балл основного государственного экзамена по обществознанию в прошлом году был высок - 4,1, что выше показателей и по Приволжскому району, и по Казани, и по республике.
Подготовленные мною учащиеся неоднократно занимали призовые места во всероссийских и республиканских конкурсах - как очных, так и дистанционных (см. Таблицы 4, 5). В текущем учебном году имею призера городской олимпиады по основам духовно-нравственной культуры народов России, а также участника заключительного этапа олимпиады МГУ "Покори Воробьевы горы!", мои учащиеся отмечены грамотами 38-го Турнира имени М.В. Ломоносова. В 2014 году моя ученица заняла первое место в Республиканской научно-практической конференции им. Хади Атласи.
Подводя итоги, заметим, что критическое мышление - пожалуй, один из важнейших качеств личной эффективности и успешного социального взаимодействия, а следовательно, его формирование и развитие является одной из главных задач для достижения целей современной педагогики.