SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Брейн-ринг по УМК «Мы знаем и любим татарский язык»

Брейн-ринг по УМК «Мы знаем и любим татарский язык»

Игра для русскоязычных воспитателей ДОУ (по УМК «Говорим по-татарски»)
Игра – приветствие ( в кругу с мячом)
Исәнме, ...... Хәлләр ничек?

Участники - 2 команды -рассаживаются за двумя столами. На столах флажки, которые капитаны будут поднимать в качестве знака, что ответ готов.
ХОД ИГРЫ
Вступительное слово ведущего Приветствие команд. Представление жюри. Выбор капитанов.

ЭТАП 1
РАЗМИНКА

Вопросы задаются по очереди каждой команде, которая сразу должна дать правильный ответ, за который получает 1 балл.

1. Что такое УМК? ( учебно-методический комплект)

2. Кто авторы? (Зифа Мирхатовна Зарипова, Кидрячева Резеда.)

3. Из каких проектов состоит УМК «Говорим по-татарски?
(«Минем өем”-ср.группа),(“Уйный-уйный үсәбез”-ст.гр), (Мәктәпкә илтә юллар”-под.гр.).

4. Основная цель учебно-методического комплекта ? (формирование правильной устной родной речи детей дошкольного возраста)

ЭТАП 2
Учим УМК

Вопрос задается одновременно обеим, командам. Команды могут в течение 15 секунд обсудить ответ. Право ответа получает та команда, которая первая подняла флажок. Если команда дала неправильный ответ — право ответа переходит другой команде. За правильный ответ - 2 балла.

1.Для каких групп разработан УМК? -(Учебно-методический комплект разработан для первой младшей, второй младшей, средней, старшей, подготовительной к школе групп.)
2.Что входит в учебно методический комплект?
( В учебно-методический комплект вошли:
I. Материалы для обучения
1. Рабочие тетради для детей
2. Методические рекомендации и пособия для воспитателей
II. Материал для формирования языковой среды
1. Сборники детских художественных произведений для воспитателей и родителей
2. Комплекты аудиоматериалов (песни, танцы)
3. Комплекты видеоматериалов (телепередачи, учебные мультфильмы):
3.Назовите словарный минимум для детей по УМК.

ЭТАП 3

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ?

1.Найди слова и назови их?

һ г а и л ә
ә м ә б и а
н а б ы й п
и ә т и л а

й
б а б а ү

Гаилә,әни,әби,апа,абый,әти,бабай

2.Каких букв нет в русском алфавите.Найди и назови?

ү л ә р е
т һ в о ң

ә н г ө з

с ң җ э ә

Ә,Ө,Һ,Ң,Ү,Җ

ЭТАП 4
Цветное лото
На столе раскладываются карточки разных цветов, что означает разные группы вопросов, например: белые — лексические вопросы, жёлтые - задания на перевод слов и выражений...
На лицевой стороне каждой карточки - количество баллов, которые можно заработать. Чем сложнее задание - тем выше балл. Все команды за этот этап должны взять равное количество карточек одинакового цвета. Но ещё интереснее, если предоставить командам право брать карточки по желанию, тогда азартные игроки будут брать карточки с большим баллом, а осторожные - с меньшим, но выиграть-то хочется всем.
1.Задания лексической группы: (3 балла)
Назовите...
1. Назови числаот 1 до 10 на татарском языке.
2.Назовите основные цвета (зәңгәр.кызыл.сары.яшел)
3.Назовите продукты на татарском языке .
4.Какие вежливые слова вы знаете на татарском языке?

2.Задания на перевод: (5 баллов)

1.Скажите на татарском языке:
играй ,кушай, садись, спи, бери, снимай, дай, иди, пей, одень

2.Просклоняйте следующие глаголы: аша, уйна, утыр
Мин
Без
Син
Сез
Ул
Алар

ЭТАП 5
ТВОРЧЕСКИЙ
Каждая команда представляет своё творчество- диалог.

1.Речевая ситуация: Вы в игровой комнате. Предложите ребенку поиграть с игрушкой.
Речевой образец: “Маша, мә туп (куян, курчак...) уйна” – На мяч(зайчика, куклу) играй.
2.Ситуация – «К нам пришли гости»
Тук- тук
- Кем анда?
- Мин әби( бабай, әти.........)
- Әби кил монда
- Исәнме, әби.
- Исәнмесез.
- Әби, хәлләр ничек?
- Әйбәт.
3. “Нәрсә кирәк? –Что надо?”
к проекту «Уйный – уйный үсәбез» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
– Оля, нәрсә кирәк?
- Алма кирәк.
- Нинди алма?
- Яшел алма.
- Мә, яшел алма.
- Рәхмәт.

4.“Син нишлисең? –Что ты делаешь?”
к проекту «Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми.
Коля: Оля, син нишлисең?
Оля: Сөт (чәй) эчәм. Коля, син нишлисең?
Коля: Алма (ипи) ашыйм.
Саша, син нишлисең?
Саша: Утырам.
( Ашыйм, эчәм, утырам, басып торам, сикерәм, уйныйм, йөгерәм, юам, киям, салам, йоклыйм, чана шуам, җырлыйм, биим, китап укыйм, рәсем ясыйм).
ВСЕ ВМЕСТЕ:Пальчиковая игра” Бу бармак бабай....”

Жюри подводит итоги, объявляет победителей, вручает дипломы.

Подготовила Гизатулина Ф.А.,
Воспитатель по обучению
татарскому языку МАДОУ №295