SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Обобщение опыты работы

DSC00026 - копия

     Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них.
     Приучает интересоваться историей, искусством,
     литературой, повышать свой культурный уровень.
     Это – самый массовый вид науки.
          Академик Д.С.Лихачёв.

          «Viam supervadet vadens»
          «Дорогу осилит идущий» (лат.)

       Организация проектной деятельности учащихся младшего школьного возраста в процессе изучения краеведения.
Современное образование невозможно без вовлечения учащихся в исследовательскую работу, в проектную деятельность. Это обусловлено следующими позициями. Самым востребованным на сегодня качеством личности выдвигается ее способность к мобильности: профессиональной, культурной, способность перестраиваться в зависимости от постоянно развивающихся условий жизнедеятельности, адаптироваться и развиваться в соответствии с требованиями времени, т.е. профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. В современном информационно насыщенном обществе человек должен обладать навыками поиска информации и эффективного использования ее для решения поставленных задач. Как показали исследования, профессионально-востребованные качества эффективно развиваются в ходе проектной деятельности, а проектирование признается сегодня самым действенным направлением формирования компетенций современного специалиста, основным содержанием которых выступает способность к прогнозированию, планированию, адаптации, эффективной коммуникации.
Если вести речь о предметных областях, в которых сегодня востребовано проектирование, следует признать, что их круг весьма широк. Несомненно, к их числу принадлежит история и та ее часть, которая носит название краеведение. Изучение истории родного края сегодня является достаточно увлекательным занятием. Растет число детей, активно вовлекаемых в интереснейший процесс познания тайн родного края, постижения его культурных и исторических традиций. Особенно много их среди младших школьников, для которых изучение предмета истории, по сути, начинается именно с изучения истории близкого круга – своей семьи, своего дома, своей улицы, родного города, т.е. с краеведения. Как сделать этот процесс интересным, развивающим и высокомотивированным – вот о чем задумывается педагог, открывающий для детей новые страницы и вместе с ними шагающий по неведомым пока для них тропинкам родного края.
Именно это заставило меня, педагога центра детского творчества «Азино», уже более 12 лет работающего с младшими школьниками, обратиться к потенциалу проектной деятельности, с тем, чтобы усилить самостоятельную, активную роль моих воспитанников в постижении истории, культуры родного края. Программа, по которой осуществляется образовательный процесс в нашем объединении, называется «Мой мир». А методическая тема, над которой уже несколько лет работаю, определена следующим образом: Организация проектной деятельности учащихся в процессе изучения краеведения.
В процессе работы над темой определялись основные ориентиры, целевые установки, задачи, нарабатывался и практический опыт, который складывался из изучения основ проектной деятельности, включения обучающихся в этот увлекательный процесс проектирования, с первых успехов моих ребят в создании своих так строго называемых в науке «проектных продуктов»: презентаций, выставок, газет, экскурсий и т.п. Методический опыт раскрывался на различных конференциях, методических объединениях, конкурсах. Работа – необычайно увлекательна – и для меня, и для моих воспитанников. Мы вместе шагаем с ними по тропинкам истории родного края, развиваемся, совершенствуемся, придумываем все новые и новые проекты. Процесс неисчерпаем, как неисчерпаемо само краеведение, сама история. Я хотела бы сегодня представить мое педагогическое обобщение опыта организации проектной деятельности с младшими школьниками в процессе изучения истории родного края, поделиться своими методическими наработками. Надеюсь, кому-то мой опыт покажется интересным и даже полезным. Кто увидит недочеты – я готова к диалогу, к вашим, уважаемые коллеги, советам.
Чтобы подчеркнуть значимость краеведческого образования, скажу, что работа по краеведению – это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для любого уголка нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. На начальном этапе успех зависит от заинтересованности родителей и детей, педагога и учащихся. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению окружающего ребенка макромира: семьи, школы, улицы, города, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания, в своем единстве обеспечивающим воспитание цельной личности юного казанца. Поэтому вовлечение учащихся в краеведческую деятельность необходимо начинать именно с начальной школы, ведь интерес к краеведению в большей мере формируется не разумом, а душой, сердечной привязанностью, что так свойственно младшим школьникам. Работая по своей авторской программе «Мой мир» и изучая с ребятами наш родной край, нашу республику Татарстан, я стараюсь создать условия для творческой активности детей, расширяя и углубляя возможности своих воспитанников к творческой самореализации путем создания проектов.
Миссия программы «Мой мир» мне видится в пробуждении как можно у большего количества учащихся глубокого стремления овладеть знаниями по истории и культуре Татарстана, постичь его красоту и уникальность, раскрыть свой собственный творческий потенциал.
Целью работы объединения является углубление и расширение знаний учащихся по истории родного района, города, республики, развитие у них творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания, приобщение обучающихся к поисково-исследовательской деятельности.
Краеведческие занятия с детьми по программе «Мой мир» решают следующие задачи:
Образовательные:
• научить младших школьников видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценить их с точки зрения развития истории и культуры;
• обучить активным формам деятельности в обстановке информационно-насыщенной работы;
• способствовать активной мотивации в познавательной деятельности и практическом использовании полученных знаний;
• обучить самостоятельной работе с первоисточниками;
• сформировать систему знаний, умений и навыков по основам экскурсионной методики;
• сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуры посредством общения с памятниками истории и культуры.
Развивающие:
• развивать уверенность в реализации личностных качеств;
• содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;
• развивать предпосылки для осознанного подхода обучающихся к подготовке и проведению экскурсий;
• развивать коммуникативные навыки;
• развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
• развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия наших предков.
Воспитательные:
• сформировать устойчивый интерес к изучению истории и культуры района, города, республики;
• сформировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
• воспитывать чувство гордости, уважения и сопричастности судьбам земляков
• воспитывать целеустремленность в овладении экскурсионным методом, самореализации, самосовершенствовании;
• способствовать активизации собственного опыта в изучении родного края, ценностно-ориентированного поведения.
Чтобы эффективно решать такие задачи, необходимо, чтобы каждое занятие по краеведению выступало не только ступенью освоения знаний обучающимися теоретических и практических основ поисково-исследовательской, экскурсионной деятельности, но и было ступенью развития личности воспитанника и его творческих способностей через активное освоение историко-культурного наследия. С этой целью на занятиях широко используется проектная технология обучения, которая ориентирует учащихся на активное освоение программы «Мой мир».
Использование проектной технологии на занятиях по краеведению отвечает и концепции новых образовательных стандартов, когда во главу угла в качестве образовательных результатов выступает формирование широчайшего спектра компетенций – от предметных, метапредметных до личностных, среди которых в том числе формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии. Только активная, субъектная позиция учащегося в обучении способна освоить подобный спектр задач. Сформировать такую субъектность в процессе краеведческого образования и призвано использование на занятиях проектных методик и технологий. Именно в этом заключается и новизна программы, и ее отличительная особенность от других, ориентированных на младших школьников подобных программ, носящих преимущественно ознакомительный характер. То, что ребенок исследовал, испытал, доказал, защитил сам, не оставит его равнодушным.
Кроме того, само содержание программы «Мой мир» определяет широкий круг изучения краеведческих тем, предусматривает формирование навыков правильной речи, освоение методики исследовательской работы и практику создания туристско-краеведческих проектов.
Краеведческая работа в объединении « Мой мир» развивается по ряду направлений:
• основы исторического краеведения;
• основы естественнонаучного краеведения (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.);
• основы этнокультурного краеведения (фольклорное, художественное, литературное и др.);
• основы туристско-краеведческой деятельности (краеведческие исследования во время туристических походов);
• основы спортивного и оздоровительного туризма (проведение краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода);
• основы экскурсионного краеведения (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных, или участия в плановых экскурсиях);
• основы семейного краеведения.
В соответствии с данными направлениями организована и проектная деятельность учащихся.
Развитие творческих способностей детей не декларируется в открытую, а лежит в глубине программы «Мой мир». Работа над проектом подразумевает под собой сочетание разных видов деятельности, которые способствуют развитию талантов детей. Творческий процесс создания проекта состоит из кропотливой, структурированной и разноплановой работы.
Кроме того, сама предметная область – туризм и краеведение – обладает большим потенциалом для развития творческих способностей детей в области проектирования. Занятия в туристско-краеведческом объединении «Мой мир» и в частности туризм учит видеть, «пробовать на вкус» природу, наблюдать и описывать ее. Легкий поворот тропы, стройные сосны, косогор, поросший зеленой муравой, излучина реки и другие картины природы вызывают у подростка восхищение. На природе рождаются глубокие мысли, философские обобщения. Туризм усиливает восприятие учащимися краеведческого материала. Активизация восприятия достигается за счет зримости, жизненности объектов. То же самое происходит и во время экскурсий по историческим местам Казани и республики Татарстан
Проектная деятельность способствует прочному освоению знаний еще и потому, что она органично вписана в целостный процесс обучения. Обучающиеся трижды прорабатывают краеведческий материал:
1) когда готовятся идти в поход с определенной целью, знакомятся с районом путешествия, разрабатывают маршрут, составляют смету, распределяют обязанности краеведа, эколога, кострового, фотографа, санитара, завхоза в походе.
2). В походе происходит конкретизация теоретических знаний, усвоенных на занятиях, идет обогащение новыми знаниями и умениями.
3). Закрепление знаний и умений осуществляется по окончании туристического похода или экскурсии, когда ребята составляют отчет о проделанной работе, разрабатывают индивидуальные или групповые проекты на интересующие их темы, делают презентации.
Согласно проектному подходу, цикл работы состоит из основных этапов проектной деятельности. Работа над проектом диктует специфические этапы внутри проектирования:
• выбор темы;
• планирование работы;
• разбивка на группы, распределение ролей, объемов работ;
• разработка сценария;
• сбор информации
• съемка;
• монтаж;
• озвучивание;
• презентация, т.е. знакомство с готовым проектом.
При организации проектной деятельности с учащимися особенно важно определить форму проекта, который должен быть связан как с тематикой изучаемого предмета, так и с возрастными интересами младших школьников. Мой опыт показал, что формой проекта, который особенно близок и интересен детям, является мультипликация, анимационные ролики. Пусть небольшие, они учат детей очень многому. Это связано с тем, что многие дети уже умеют фотографировать (имея современные телефоны и смартфоны).
Темы проектов заранее не планируются, хотя у меня всегда в запасе есть ряд предложений о том, какой теме посвятить очередной анимационный ролик. Я стараюсь вовлечь детей в обсуждение темы будущего ролика. Выбор темы может зависеть от дат и событий, начиная от событий школьного уровня, заканчивая событиями мирового масштаба, оглядываясь назад в прошлое и фантазируя на тему будущего. Так, в ходе реализации данной программы, учащиеся апробируют проектную деятельность, в национальном проекте «Вперед в прошлое». Моя задача – пробудить интерес ребенка к данному событию и подтолкнуть детей к более глубокому его изучению.
Такой подход позволяет детям не просто следовать заранее запланированному плану работы педагога, в котором из года в год могут повторяться одни и те же проекты, а быть вовлеченными в современность и, следовательно, быть в курсе событий. Мне, как педагогу, важно представить материал для создания проекта не оторванного от жизни, а максимально обширно, связывая содержание и процесс создания проекта с развитием научной мысли, прогрессом. Тема будущего проекта должна быть доступной, связана с жизнью самого ребенка, его окружением. Это дает возможность ребенку в проекте не скупо фиксировать события, а вникать в суть происходящего.
После определения темы проекта идет обращение за информацией к книгам, интернет-источникам, рассказывающим о некоторых аспектах и особенностях бытовой жизни и культуры нашей страны, эпохи. В ходе работы с информацией у детей возникает представление о языке, ландшафте, истории, архитектуре, костюмах, предметах быта, музыкальных и танцевальных традициях г. Казани, Республики Татарстан. Таким образом, происходит обогащение новыми знаниями.
Далее, при разработке сценария будущего проекта дети знакомятся с основами драматургии. На этапе создания раскадровки изучаются основы киноведения. Весь собранный массив информации структурируется для покадрового режима подачи видеоряда. Ребята учатся выделять главное, ключевое, убирая второстепенные детали. Чтобы создать иллюзию динамики процессов, протекающих в реальной жизни, ребенок наблюдает за окружающим миром: характером движения человека, животных, насекомых, растений, способом передвижения транспорта (водного, наземного, воздушного). Сначала ребенок целенаправленно и сосредоточенно с помощью педагога вырабатывает определенный алгоритм действий, который повторяется необходимое количество раз. Закрепив навык осуществления какой-либо операции по алгоритму, ребенок начинает проявлять фантазию, появляются новые элементы, новые находки в создании своего проекта.
В процессе работы над монтажом развиваются навыки работы с компьютером. Компьютерный монтаж ролика (проекта) – трудоемкий, но интересный этап работы. По программе «Мой мир» могут обучаться дети разного возраста. В заключение изученных по программе тем или проведенных экскурсий малыши рисуют, делают аппликации, лепят из пластилина героев будущего ролика, старшеклассники (те, кто уже окончили обучение по программе) монтируют проект, осуществляя как бы шефство над младшими товарищами.
Завершающим этапом работы над проектом является озвучивание, включающее в себя три этапа:
• Выбор готовых музыкальных композиций, соответствующих по настроению и ритму отснятому материалу.
• Озвучивание конкретных объектов. На этом этапе происходит развитие внимательности к миру звуков.
• Озвучивание по ролям, чтение слов автора формирует в ребенке навыки декламации, закладывает предпосылки к развитию мастерства проведения экскурсий.
Организация групповой работы над проектом обусловлена большой трудоёмкостью процесса создания анимационного ролика. Создание ролика в команде способствует развитию коммуникативных навыков общения, ответственности за общее дело, взаимопомощи. Распределение ролей и функций в группе побуждает детей проявлять интерес, уважение к работе, которую делают другие члены команды. Разноплановость деятельности ребят дает возможность мне как педагогу гибко организовывать работу – действия членов групп. Роли в группах могут быть продиктованы содержанием работы на определенном этапе, а также интересами и предпочтениями детей.
Совместный детский творческий проект очень интересен, потому что каждый детский рисунок, каждая детская фотография, сделанная в туристическом походе или на экскурсии, неповторимы, благодаря своей непосредственности, образности и яркости выражения. Педагог в этом процессе задает общее направление, удерживает целостность композиции.
За учебный год дети выполняют 3-4 проекта. Каждый проект направлен на раскрытие определенной темы.
Наш совместный проект с ребятами «Виртуальное путешествие по родному краю» участвовал в различных конкурсах, а победу завоевал в I Всероссийском открытом краевом конкурсе ученических проектов в номинации «Мой город» (г. Пермь, 2013 г.).
При работе над проектом у детей формируется интерес и желание углубиться в изучение родного края.
В 2014 году мы стали участниками всероссийского конкурса Интернет – проектов «Моя Отчизна», где представили свои исследовательские работы. Всероссийский конкурс-проект, с элементами рассуждения о величии Отчизны, просторах Отечества, наполненные историческими и священными памятниками Родины, любовь к малой и великой Родине, их красота и величие, творчество земляков, связь поколений и ценность истории для детей и молодёжи – это как раз то, над чем и работаю я со своими учениками.
Итоги реализации программы «Мой мир» проявляются в результатах творческих достижений учащихся и выражаются в участии и победах в конкурсах, в написании исследовательских работ и в результатах публичной их защиты.
Не оставляет равнодушными наша работа по краеведению и наших родителей. Они ездят с нами на экскурсии, ходят в туристические походы, присутствуют на наших отчётах и праздниках, помогают найти и оформить нужный материал, презентацию; поддерживают все наши начинания. На родительских собраниях проводятся беседы, консультации связанные с изучением истории родного края. Привлечение родителей учащихся к реализации программы « Мой мир» способствует формированию бережного отношения к традициям и сохранению семейных связей, улучшению отношений между поколениями.
(См. Приложение «Работа с родителями по краеведению»)
Красота окружающей природы зримо входит в жизнь моих воспитанников через создание творческих проектов, презентаций, анимационных роликов, что в полной мере развивает познавательный интерес обучающихся к изучению родного края, расширяет их кругозор, воспитывает коллективизм, любовь к природе, дисциплинированность, самостоятельность.
Организация проектной деятельности учащихся в процессе изучения краеведения – поистине увлекательный процесс. Ее главный смысл – в творчестве, в активизации поисковой активности детей, в развитии их познавательной мотивации как в процессе обучения, так и в очень актуальном направлении воспитательной работы – формировании патриотизма у подрастающего поколения. Я думаю, что многие педагоги сегодня с успехом применяют проектные технологии и методы обучения. Я уверена, что их востребованность всегда будет актуальной.
Свой опыт работы я представляла на различных форумах, конференциях, конкурсах. Так, Образовательный проект «Мой мир – мой город» (См. приложение «Проект «Мой мир – мой город») участвовал в IV городском конкурсе инновационных программ, проектов и методических разработок, где получил высокую оценку членов жюри.
Конечно, проектная деятельность с учащимися в процессе обучения краеведению, которую я попыталась вкратце осветить, не исчерпывает всего многообразия деятельности, которой мы занимаемся. Но именно проекты заставляют человека двигаться вперед, побуждают выдумывать, создавать новое, творить и созидать. А разве не для этого существует наше с вами любимое дополнительное образование? Попробуйте и вы, у вас получится, я уверена в этом. «Viam supervadet vadens» – Дорогу осилит идущий.

Современное образование невозможно без вовлечения учащихся в исследовательскую работу, в проектную деятельность. Это обусловлено следующими позициями. Самым востребованным на сегодня качеством личности выдвигается ее способность к мобильности: профессиональной, культурной, способность перестраиваться в зависимости от постоянно развивающихся условий жизнедеятельности, адаптироваться и развиваться в соответствии с требованиями времени, т.е. профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. В современном информационно насыщенном обществе человек должен обладать навыками поиска информации и эффективного использования ее для решения поставленных задач. Как показали исследования, профессионально-востребованные качества эффективно развиваются в ходе проектной деятельности, а проектирование признается сегодня самым действенным направлением формирования компетенций современного специалиста, основным содержанием которых выступает способность к прогнозированию, планированию, адаптации, эффективной коммуникации.
Если вести речь о предметных областях, в которых сегодня востребовано проектирование, следует признать, что их круг весьма широк. Несомненно, к их числу принадлежит история и та ее часть, которая носит название краеведение. Изучение истории родного края сегодня является достаточно увлекательным занятием. Растет число детей, активно вовлекаемых в интереснейший процесс познания тайн родного края, постижения его культурных и исторических традиций. Особенно много их среди младших школьников, для которых изучение предмета истории, по сути, начинается именно с изучения истории близкого круга – своей семьи, своего дома, своей улицы, родного города, т.е. с краеведения. Как сделать этот процесс интересным, развивающим и высокомотивированным – вот о чем задумывается педагог, открывающий для детей новые страницы и вместе с ними шагающий по неведомым пока для них тропинкам родного края.
Именно это заставило меня, педагога центра детского творчества «Азино», уже более 12 лет работающего с младшими школьниками, обратиться к потенциалу проектной деятельности, с тем, чтобы усилить самостоятельную, активную роль моих воспитанников в постижении истории, культуры родного края. Программа, по которой осуществляется образовательный процесс в нашем объединении, называется «Мой мир». А методическая тема, над которой уже несколько лет работаю, определена следующим образом: Организация проектной деятельности учащихся в процессе изучения краеведения.
В процессе работы над темой определялись основные ориентиры, целевые установки, задачи, нарабатывался и практический опыт, который складывался из изучения основ проектной деятельности, включения обучающихся в этот увлекательный процесс проектирования, с первых успехов моих ребят в создании своих так строго называемых в науке «проектных продуктов»: презентаций, выставок, газет, экскурсий и т.п. Методический опыт раскрывался на различных конференциях, методических объединениях, конкурсах. Работа – необычайно увлекательна – и для меня, и для моих воспитанников. Мы вместе шагаем с ними по тропинкам истории родного края, развиваемся, совершенствуемся, придумываем все новые и новые проекты. Процесс неисчерпаем, как неисчерпаемо само краеведение, сама история. Я хотела бы сегодня представить мое педагогическое обобщение опыта организации проектной деятельности с младшими школьниками в процессе изучения истории родного края, поделиться своими методическими наработками. Надеюсь, кому-то мой опыт покажется интересным и даже полезным. Кто увидит недочеты – я готова к диалогу, к вашим, уважаемые коллеги, советам.
Чтобы подчеркнуть значимость краеведческого образования, скажу, что работа по краеведению – это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для любого уголка нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. На начальном этапе успех зависит от заинтересованности родителей и детей, педагога и учащихся. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению окружающего ребенка макромира: семьи, школы, улицы, города, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания, в своем единстве обеспечивающим воспитание цельной личности юного казанца. Поэтому вовлечение учащихся в краеведческую деятельность необходимо начинать именно с начальной школы, ведь интерес к краеведению в большей мере формируется не разумом, а душой, сердечной привязанностью, что так свойственно младшим школьникам. Работая по своей авторской программе «Мой мир» и изучая с ребятами наш родной край, нашу республику Татарстан, я стараюсь создать условия для творческой активности детей, расширяя и углубляя возможности своих воспитанников к творческой самореализации путем создания проектов.
Миссия программы «Мой мир» мне видится в пробуждении как можно у большего количества учащихся глубокого стремления овладеть знаниями по истории и культуре Татарстана, постичь его красоту и уникальность, раскрыть свой собственный творческий потенциал.
Целью работы объединения является углубление и расширение знаний учащихся по истории родного района, города, республики, развитие у них творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания, приобщение обучающихся к поисково-исследовательской деятельности.
Краеведческие занятия с детьми по программе «Мой мир» решают следующие задачи:
Образовательные:
• научить младших школьников видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценить их с точки зрения развития истории и культуры;
• обучить активным формам деятельности в обстановке информационно-насыщенной работы;
• способствовать активной мотивации в познавательной деятельности и практическом использовании полученных знаний;
• обучить самостоятельной работе с первоисточниками;
• сформировать систему знаний, умений и навыков по основам экскурсионной методики;
• сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуры посредством общения с памятниками истории и культуры.
Развивающие:
• развивать уверенность в реализации личностных качеств;
• содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;
• развивать предпосылки для осознанного подхода обучающихся к подготовке и проведению экскурсий;
• развивать коммуникативные навыки;
• развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
• развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия наших предков.
Воспитательные:
• сформировать устойчивый интерес к изучению истории и культуры района, города, республики;
• сформировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
• воспитывать чувство гордости, уважения и сопричастности судьбам земляков
• воспитывать целеустремленность в овладении экскурсионным методом, самореализации, самосовершенствовании;
• способствовать активизации собственного опыта в изучении родного края, ценностно-ориентированного поведения.
Чтобы эффективно решать такие задачи, необходимо, чтобы каждое занятие по краеведению выступало не только ступенью освоения знаний обучающимися теоретических и практических основ поисково-исследовательской, экскурсионной деятельности, но и было ступенью развития личности воспитанника и его творческих способностей через активное освоение историко-культурного наследия. С этой целью на занятиях широко используется проектная технология обучения, которая ориентирует учащихся на активное освоение программы «Мой мир».
Использование проектной технологии на занятиях по краеведению отвечает и концепции новых образовательных стандартов, когда во главу угла в качестве образовательных результатов выступает формирование широчайшего спектра компетенций – от предметных, метапредметных до личностных, среди которых в том числе формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии. Только активная, субъектная позиция учащегося в обучении способна освоить подобный спектр задач. Сформировать такую субъектность в процессе краеведческого образования и призвано использование на занятиях проектных методик и технологий. Именно в этом заключается и новизна программы, и ее отличительная особенность от других, ориентированных на младших школьников подобных программ, носящих преимущественно ознакомительный характер. То, что ребенок исследовал, испытал, доказал, защитил сам, не оставит его равнодушным.
Кроме того, само содержание программы «Мой мир» определяет широкий круг изучения краеведческих тем, предусматривает формирование навыков правильной речи, освоение методики исследовательской работы и практику создания туристско-краеведческих проектов.
Краеведческая работа в объединении « Мой мир» развивается по ряду направлений:
• основы исторического краеведения;
• основы естественнонаучного краеведения (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.);
• основы этнокультурного краеведения (фольклорное, художественное, литературное и др.);
• основы туристско-краеведческой деятельности (краеведческие исследования во время туристических походов);
• основы спортивного и оздоровительного туризма (проведение краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода);
• основы экскурсионного краеведения (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных, или участия в плановых экскурсиях);
• основы семейного краеведения.
В соответствии с данными направлениями организована и проектная деятельность учащихся.
Развитие творческих способностей детей не декларируется в открытую, а лежит в глубине программы «Мой мир». Работа над проектом подразумевает под собой сочетание разных видов деятельности, которые способствуют развитию талантов детей. Творческий процесс создания проекта состоит из кропотливой, структурированной и разноплановой работы.
Кроме того, сама предметная область – туризм и краеведение – обладает большим потенциалом для развития творческих способностей детей в области проектирования. Занятия в туристско-краеведческом объединении «Мой мир» и в частности туризм учит видеть, «пробовать на вкус» природу, наблюдать и описывать ее. Легкий поворот тропы, стройные сосны, косогор, поросший зеленой муравой, излучина реки и другие картины природы вызывают у подростка восхищение. На природе рождаются глубокие мысли, философские обобщения. Туризм усиливает восприятие учащимися краеведческого материала. Активизация восприятия достигается за счет зримости, жизненности объектов. То же самое происходит и во время экскурсий по историческим местам Казани и республики Татарстан
Проектная деятельность способствует прочному освоению знаний еще и потому, что она органично вписана в целостный процесс обучения. Обучающиеся трижды прорабатывают краеведческий материал:
1) когда готовятся идти в поход с определенной целью, знакомятся с районом путешествия, разрабатывают маршрут, составляют смету, распределяют обязанности краеведа, эколога, кострового, фотографа, санитара, завхоза в походе.
2). В походе происходит конкретизация теоретических знаний, усвоенных на занятиях, идет обогащение новыми знаниями и умениями.
3). Закрепление знаний и умений осуществляется по окончании туристического похода или экскурсии, когда ребята составляют отчет о проделанной работе, разрабатывают индивидуальные или групповые проекты на интересующие их темы, делают презентации.
Согласно проектному подходу, цикл работы состоит из основных этапов проектной деятельности. Работа над проектом диктует специфические этапы внутри проектирования:
• выбор темы;
• планирование работы;
• разбивка на группы, распределение ролей, объемов работ;
• разработка сценария;
• сбор информации
• съемка;
• монтаж;
• озвучивание;
• презентация, т.е. знакомство с готовым проектом.
При организации проектной деятельности с учащимися особенно важно определить форму проекта, который должен быть связан как с тематикой изучаемого предмета, так и с возрастными интересами младших школьников. Мой опыт показал, что формой проекта, который особенно близок и интересен детям, является мультипликация, анимационные ролики. Пусть небольшие, они учат детей очень многому. Это связано с тем, что многие дети уже умеют фотографировать (имея современные телефоны и смартфоны).
Темы проектов заранее не планируются, хотя у меня всегда в запасе есть ряд предложений о том, какой теме посвятить очередной анимационный ролик. Я стараюсь вовлечь детей в обсуждение темы будущего ролика. Выбор темы может зависеть от дат и событий, начиная от событий школьного уровня, заканчивая событиями мирового масштаба, оглядываясь назад в прошлое и фантазируя на тему будущего. Так, в ходе реализации данной программы, учащиеся апробируют проектную деятельность, в национальном проекте «Вперед в прошлое». Моя задача – пробудить интерес ребенка к данному событию и подтолкнуть детей к более глубокому его изучению.
Такой подход позволяет детям не просто следовать заранее запланированному плану работы педагога, в котором из года в год могут повторяться одни и те же проекты, а быть вовлеченными в современность и, следовательно, быть в курсе событий. Мне, как педагогу, важно представить материал для создания проекта не оторванного от жизни, а максимально обширно, связывая содержание и процесс создания проекта с развитием научной мысли, прогрессом. Тема будущего проекта должна быть доступной, связана с жизнью самого ребенка, его окружением. Это дает возможность ребенку в проекте не скупо фиксировать события, а вникать в суть происходящего.
После определения темы проекта идет обращение за информацией к книгам, интернет-источникам, рассказывающим о некоторых аспектах и особенностях бытовой жизни и культуры нашей страны, эпохи. В ходе работы с информацией у детей возникает представление о языке, ландшафте, истории, архитектуре, костюмах, предметах быта, музыкальных и танцевальных традициях г. Казани, Республики Татарстан. Таким образом, происходит обогащение новыми знаниями.
Далее, при разработке сценария будущего проекта дети знакомятся с основами драматургии. На этапе создания раскадровки изучаются основы киноведения. Весь собранный массив информации структурируется для покадрового режима подачи видеоряда. Ребята учатся выделять главное, ключевое, убирая второстепенные детали. Чтобы создать иллюзию динамики процессов, протекающих в реальной жизни, ребенок наблюдает за окружающим миром: характером движения человека, животных, насекомых, растений, способом передвижения транспорта (водного, наземного, воздушного). Сначала ребенок целенаправленно и сосредоточенно с помощью педагога вырабатывает определенный алгоритм действий, который повторяется необходимое количество раз. Закрепив навык осуществления какой-либо операции по алгоритму, ребенок начинает проявлять фантазию, появляются новые элементы, новые находки в создании своего проекта.
В процессе работы над монтажом развиваются навыки работы с компьютером. Компьютерный монтаж ролика (проекта) – трудоемкий, но интересный этап работы. По программе «Мой мир» могут обучаться дети разного возраста. В заключение изученных по программе тем или проведенных экскурсий малыши рисуют, делают аппликации, лепят из пластилина героев будущего ролика, старшеклассники (те, кто уже окончили обучение по программе) монтируют проект, осуществляя как бы шефство над младшими товарищами.
Завершающим этапом работы над проектом является озвучивание, включающее в себя три этапа:
• Выбор готовых музыкальных композиций, соответствующих по настроению и ритму отснятому материалу.
• Озвучивание конкретных объектов. На этом этапе происходит развитие внимательности к миру звуков.
• Озвучивание по ролям, чтение слов автора формирует в ребенке навыки декламации, закладывает предпосылки к развитию мастерства проведения экскурсий.
Организация групповой работы над проектом обусловлена большой трудоёмкостью процесса создания анимационного ролика. Создание ролика в команде способствует развитию коммуникативных навыков общения, ответственности за общее дело, взаимопомощи. Распределение ролей и функций в группе побуждает детей проявлять интерес, уважение к работе, которую делают другие члены команды. Разноплановость деятельности ребят дает возможность мне как педагогу гибко организовывать работу – действия членов групп. Роли в группах могут быть продиктованы содержанием работы на определенном этапе, а также интересами и предпочтениями детей.
Совместный детский творческий проект очень интересен, потому что каждый детский рисунок, каждая детская фотография, сделанная в туристическом походе или на экскурсии, неповторимы, благодаря своей непосредственности, образности и яркости выражения. Педагог в этом процессе задает общее направление, удерживает целостность композиции.
За учебный год дети выполняют 3-4 проекта. Каждый проект направлен на раскрытие определенной темы.
Наш совместный проект с ребятами «Виртуальное путешествие по родному краю» участвовал в различных конкурсах, а победу завоевал в I Всероссийском открытом краевом конкурсе ученических проектов в номинации «Мой город» (г. Пермь, 2013 г.).
При работе над проектом у детей формируется интерес и желание углубиться в изучение родного края.
В 2014 году мы стали участниками всероссийского конкурса Интернет – проектов «Моя Отчизна», где представили свои исследовательские работы. Всероссийский конкурс-проект, с элементами рассуждения о величии Отчизны, просторах Отечества, наполненные историческими и священными памятниками Родины, любовь к малой и великой Родине, их красота и величие, творчество земляков, связь поколений и ценность истории для детей и молодёжи – это как раз то, над чем и работаю я со своими учениками.
Итоги реализации программы «Мой мир» проявляются в результатах творческих достижений учащихся и выражаются в участии и победах в конкурсах, в написании исследовательских работ и в результатах публичной их защиты.
Не оставляет равнодушными наша работа по краеведению и наших родителей. Они ездят с нами на экскурсии, ходят в туристические походы, присутствуют на наших отчётах и праздниках, помогают найти и оформить нужный материал, презентацию; поддерживают все наши начинания. На родительских собраниях проводятся беседы, консультации связанные с изучением истории родного края. Привлечение родителей учащихся к реализации программы « Мой мир» способствует формированию бережного отношения к традициям и сохранению семейных связей, улучшению отношений между поколениями.
(См. Приложение «Работа с родителями по краеведению»)
Красота окружающей природы зримо входит в жизнь моих воспитанников через создание творческих проектов, презентаций, анимационных роликов, что в полной мере развивает познавательный интерес обучающихся к изучению родного края, расширяет их кругозор, воспитывает коллективизм, любовь к природе, дисциплинированность, самостоятельность.
Организация проектной деятельности учащихся в процессе изучения краеведения – поистине увлекательный процесс. Ее главный смысл – в творчестве, в активизации поисковой активности детей, в развитии их познавательной мотивации как в процессе обучения, так и в очень актуальном направлении воспитательной работы – формировании патриотизма у подрастающего поколения. Я думаю, что многие педагоги сегодня с успехом применяют проектные технологии и методы обучения. Я уверена, что их востребованность всегда будет актуальной.
Свой опыт работы я представляла на различных форумах, конференциях, конкурсах. Так, Образовательный проект «Мой мир – мой город» (См. приложение «Проект «Мой мир – мой город») участвовал в IV городском конкурсе инновационных программ, проектов и методических разработок, где получил высокую оценку членов жюри.
Конечно, проектная деятельность с учащимися в процессе обучения краеведению, которую я попыталась вкратце осветить, не исчерпывает всего многообразия деятельности, которой мы занимаемся. Но именно проекты заставляют человека двигаться вперед, побуждают выдумывать, создавать новое, творить и созидать. А разве не для этого существует наше с вами любимое дополнительное образование? Попробуйте и вы, у вас получится, я уверена в этом. «Viam supervadet vadens» – Дорогу осилит идущий.

Комментарии

Уважаемые коллеги и друзья спасибо за помощь и поддержку. Участвовать в конкурсе сложно, но очень интересно.

Задонская Татьяна

Вы достойный педагог! Сколько любви, знаний и опыта вы вкладываете в своих воспитанников! Желаю Вам только ПОБЕДЫ!!!

Аюпова Альбина Хайдаровна

Татьяна Александровна, желаю Вам успехов в профессиональном самосовершенствовании!!!

Татьяна Александровна! Поддерживаем вас и желаем успехов в работе!

Татьяна Александровна! Спасибо, очень содержательная работа. Всё очень грамотно, интересно, практически значимо. Желаю победы в конкурсе!

Татьяна Александровна, Ваш опыт работы по проектной деятельности очень ценен для педагогов, занимающихся краеведением. Желаю Вам успехов в конкурсе!

Казанцев Руслан