SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Кладовая знаний

0_8bf60_e1df0d90_L(3)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» Вахитовского района г. Казань

Интернет – конференция
Статья
«Педагогическая психокоррекция детей
с ограниченными возможностями здоровья»
Тема: «Аутичные дети. Дети дождя.
Как работать с детьми на занятиях рукоделия»

Педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Шигапова Г. Р.

2014

Понятие "аутизм" было впервые введено Э. Блейером в 1920 году. Аутизм определяется как "эмоциональная неблагополучность, которая выражается в замкнутости личности, в почти полном отсутствии контакта с окружающим миром". Это явление врожденное, и причины его в том, что в эмоциональной конструкции ребенка отсутствуют механизмы, необходимые для нормального приспособления к жизни. Проще говоря, такой ребенок психически совершенно незащищен, очень раним, и почти каждый контакт с внешним миром оказывает на него воздействие, граничащее со стрессом.
Ребёнку свойственна поглощённость однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки. Один и тот же предмет становится объектом постоянных манипуляций, он его трясёт, постукивает, вертит, крутит и т. д. Очень характерны стереотипные движения с книгой: быстрое и ритмичное перелистывание страниц. Одна и та же тема доминирует в разговоре, во время рисования, в игровых сюжетах. Ребёнок старается избежать каких-либо нововведений в его жизненный порядок и таким образом активно этому сопротивляется.
Многие из этих детей отличаются также чрезмерной психомоторной возбудимостью, двигательной расторможенностью, которая нередко сочетается с импульсивностью и агрессивным поведением. Другие, напротив, заторможены, пассивны, слабо реагируют на внешние стимулы.
Поведение аутичного ребенка часто крайне противоречиво: с одной стороны у него часты неадекватные страхи (боязнь каких-либо самых обычных предметов, иногда даже света от настольной лампы), с другой - у него может отсутствовать чувство реальной опасности. Он может выбегать на проезжую часть улицы, забираться на высокие карнизы, уходить далеко от дома и т.п.
Социальному взаимодействию аутичного ребенка с окружающими мешает негативизм - стремление постоянно противодействовать просьбам и желаниям лиц, взаимодействующих с ребенком. Родители, не понимая истинного состояния ребенка, часто расценивают это как упрямство и пытаются силой, а иногда и с применением физических наказаний, заставить его подчиниться их требованиям.
Для аутичного ребенка всегда представляет трудность покинуть пределы своего внутреннего мира и адаптироваться в обществе. Нежелание общаться и нарушения речи часто приводят к дополнительным трудностям к общению с детьми, а странности в поведении становятся объектом насмешек, что еще более отгораживает ребенка от окружающих.
У ребёнка может быть хорошо развитый словарный запас и способность формулировать собственные мысли, но при этом его речь носит характер «штампованности». Он избегает разговоров, не задаёт вопросов и может не реагировать на вопросы, обращённые к нему. При этом наедине с собой он может комментировать свои действия, увлечённо декламировать стихи. Детям свойственны эхолалии, неправильное использование личных местоимений: ребёнок называет себя на «ты», «она», «он».
Словом, аутичный ребенок скорее не может, чем не хочет, контактировать с окружающими людьми. Что делать, если вы заметили признаки аутизма у своего малыша? Прежде всего, не впадать в панику. При диагностике аутизма основным критерием является то, что это заболевание никогда не развивается у здорового ребенка после пяти лет. Только опытный специалист может определить, действительно ли ваш ребенок страдает аутизмом.
Можно ли вылечить аутизм? Полностью избавиться от него невозможно. Аутичный ребенок никогда не станет душой компании. Однако адаптировать ребенка, научить жить среди людей - вполне реальная задача. Терапия аутизма предполагает как соответствующую диету, так и применение лекарств, успокоительных средств, чтобы улучшить общее состояние ребенка. Кроме того, существует масса методик, направленных на коррекцию аутизма: аудиовокальная тренировка и аудиообучение, терапия конфликта, холдинг-терапия. Все это помогает выработать независимость, самостоятельность и навыки социальной адаптации. Кроме того, необходимы постоянные занятия специализированной лечебной физкультурой для того, чтобы ребенок научился правильно владеть своим телом.
Действительно, среди аутичных детей есть такие, у которых расстройства проявляются в крайне тяжелой форме: они с трудом сосредоточиваются, неспособны даже к минимальной целенаправленной деятельности, чаще всего лишены речи. Сформировать сюжетную игру в критический период у таких детей практически невозможно. Поэтому, и задача ставится иначе: развивать не игру, а, пользуясь термином западных коллег, "активность", установить хотя бы элементарный контакт с ребенком, тактильный, на уровне совместной двигательной активности, простейших действий: разложить мозаику по коробочкам соответственно цвету или форме; нанизать колечки на палочку или крупные и средние пуговицы на нитки с помощью пластмассовой иголки и т.д. Такая деятельность требует постоянного поощрения, но такого, которое хоть немного нравится ребенку, - погладить по спинке, дать маленькую - не сосательную! - конфетку или кусочек печенья, покачать или покружить на руках. Любое поощрение сопровождается и соответствующей краткой и эмоциональной оценкой: "Молодец!", "Умница!", "Замечательно получается!" и т.п. Важно не ЧТО вы сказали, а КАК, с каким эмоциональным зарядом: ребенок должен понять, что с вами - лучше, что вы - источник приятных впечатлений и ощущений (пусть на первых порах физических), мало-помалу и слово, и вы сами приобретете для него самостоятельное значение. Это и станет той основой, на которой можно будет попытаться создать более сложные формы контакта и деятельности, прежде всего навыков самообслуживания
Уделяя внимание развитию мелкой моторики и координации движений руки, решаются сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыкам письма. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Что же развивает моторику рук: разминать пальцами пластилин, глину; нанизывать крупные пуговицы, шарики на нитку; завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре; застегивать пуговицы, крючки, молнии; шить, вязать на спицах, рисовать, раскрашивать; резать ножницами. Точность и координация движений развиваются у ребенка в процессе пришивания пуговиц. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, они увлекательны, способствуют развитию речи и творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек и даже мальчиков полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитье, вышивание, вязание, макраме.
Выполнение аппликации из бумаги тренирует мелкую моторику. Размещение деталей на листе бумаги развивает пространственное восприятие. Копирование готовых моделей приучает к аккуратности, а для работы над собственными эскизами нужны наблюдательность и фантазия.
Занятия шнуровкой благотворно влияет на развитие пространственной ориентировки детей, активизирует их аналитическое мышление, способствует представлению предмета в своем воображении, учит при соблюдении внешней формы предмета растягивать его по кругу дна тарелки, абстрагируясь от конкретного образа. Протягивая шнурок от отверстия к отверстию, маленький мастер отрабатывает точность своих движений, развивает глазомер, тренирует руки для прицельного попадания в отверстие.
Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: завязывание шнурков на обуви, узелков на платке. Важно и посильнее участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещений. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой пальцев руки. При обучении различным движениям рук и действиям с предметами не нужно спешить. Нужно спокойно, в медленном темпе привносить каждое новое движение, показывать рукой ребенка, как оно выполняется, затем предложить выполнить самостоятельно (при необходимости помогать и корректировать). Если ребенок недостаточно четко, не совсем правильно выполняет задание или не может вообще с ним справиться, ни в коем случаи нельзя показывать свое огорчение, в этом случае нужно повторить еще несколько раз данное движение. Только терпеливое отношение, кропотливая работа взрослого, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь и необходимая коррекция помогут добиться настоящего успе

Комментарии

Очень богатый материал для педагогов работающих с детьми с ограниченными возможностями

Гузель Равхатовна, Вас любят воспитанники и уважают их родители.

Бердникова М. Г.

Спасибо, Гузель Равхатовна, важный, интересный материал.

Бердникова М. Г.

Очень нужная и необходимая информация для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Надежда Новикова