SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе «Я педагог, и цель моя одна: всем детям дать Добро!»

IMG_8760 34163917

          Как мозаику, жизнь из кусочков сложу.
          Каждый в памяти я, не в руках, удержу,
          Вот кусочек любви… Жаль, что крохотен он,
          Но звездою горит среди серых времен!
          Вот удачи момент, рядом – счастья туман…
          И его отпущу в прошлых дней океан.
          Сколько жить? Как проплыть между рифов и скал?
          Свет в душе сохранить и найти, что искал?

     Мне не однажды доводилось любоваться причудливой мозаикой природы родной земли. Раскинувшийся ковёр обещает чудо, наполняет восторгом, побуждает воспоминания. Эта зачарованная природа ещё в моём детстве подарила неожиданную мысль: «Я сама – как эти неизведанные просторы, и мне предстоит ещё столько узнать и открыть в себе!»
     Я – счастливый человек, потому что воспитывалась в семье, где царили взаимопонимание, доброта, любовь. А еще у меня была вторая семья - это коллектив, где работала моя мама, – Республиканская станция Детского и Юношеского туризма, коротко называемая «турбаза». И маленькой девочкой я всегда с большой радостью и интересом шла вместе с мамой на «турбазу». Самые светлые, чистые и самые веселые моменты моих детских воспоминаний связаны с этим временем.
     Я с детства люблю свой город, родную Казань. Ребенком я много ездила по городам Советского Союза. В каждом городе мы посещали различные экскурсии. Мне очень нравилось, как экскурсоводы рассказывают о различных городских достопримечательностях. В 8 классе за победу в конкурсе «Лучших сочинений» мне посчастливилось побывать в Международном детском и юношеском лагере «Артек», в смене юных корреспондентов.
     Здесь были ребята из разных городов Советского Союза. Вся наша смена была построена так, что мы, живя и играя в Артеке в дружине «Алмазной», многому научились.
По истечении школьных лет и получении высшего образования мне захотелось разработать свою авторскую программу по краеведению и туризму и научить детей тому, что люблю, что когда-то видела в детстве и умею делать сама. И вот уже 22 года работаю педагогом дополнительного образования в Центре детского творчества «Азино».
     «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Эта мысль Льва Семёновича Выготского направляет мой творческий поиск на постоянное совершенствование методик, углубление не только в предмет, но и в психологию современных детей. Настоящий педагог – это творец, он всегда открыт для нового знания, постоянно растёт профессионально, получает удовлетворение и удовольствие от своего труда.
     Главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Для меня главное в работе с детьми – не сформировать личность, а создать условия для реализации её способностей, помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку, находясь на её вершине, а помочь преодолеть её, вовремя подставив плечо. Хороший педагог всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передаёт свои знания другим. Поэтому я снова ищу, пробую, ошибаюсь и включаюсь в работу. Нахожу новые формы работы, потому что хочу, чтобы мои последующие занятия отличались от предыдущих. Нет детей не талантливых. Нет детей неспособных, просто у всех способности разные. Увидеть их и помочь им раскрыться – моя задача. Символом веры, стойким убеждением человека является жизненное кредо. И я как педагог всегда ставлю перед собой цель: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества.
     На краеведческих занятиях мы вместе со своими воспитанниками ездим на экскурсии по нашему замечательному старинному и современному городу Казани. Я знакомлю ребят с прошлым и настоящим нашего города, влиянием природной среды на традиционную бытовую культуру, воспитываю бережное отношение к традициям и обычаям народов, проживающих на территории нашего города Казани, республики Татарстан.
     В основе реализации моего предмета заложены три вида деятельности: исследовательская, тренировочная, общественно полезная. Все виды деятельности тесно переплетаются и направлены на разностороннее развитие личности подростка и воспитание патриотизма и гражданственности. Изучение программы «Мой мир» начинается с личности ребенка, с его прихода в этот мир, с его имени. Затем идет его постепенное погружение в мир окружающий: в историю, географию, культуру города, района, края. От «Я», семьи, дома – к своей малой, а затем и большой Родине.
     Моя собственная увлечённость экскурсиями, путешествиями, тоже помогают мне привлечь детей к работе в объединение. У нас сложился сплочённый творческий коллектив детей, родителей и педагога.
     В своей работе считаю необходимым научить ребёнка полезно для себя и окружающих проводить свободное время, разумно пользоваться самостоятельностью и строить свою жизнь по законам Добра, Любви и Справедливости. Ведь если не знаешь куда идти, никакой ветер не станет попутным.
     Дети, которые приходят ко мне в объединение, говорят о его востребованности, а значит и о целесообразности деятельности, которой я занимаюсь. А ежегодные победы в выставках и конкурсах различного уровня – тому подтверждение. Но главный результат – не звания, не награды, а реальная возможность для каждого ребёнка найти любимое дело, понять свои собственные возможности, узнать свой край, родную культуру и историю, почувствовать себя сопричастным как к достижениям, так и к болевым проблемам своего народа.
     Я продолжаю учиться всю жизнь, не успокаиваюсь на достигнутом, ищу новые ответы на вечные вопросы: какая я? Достойна ли я? Достаточно ли моих знаний, чтобы не бояться возражений ребят, не избегать детских вопросов, смело и убеждённо вести диалог со своими воспитанниками?
     Природа подарила мне крылья и тайну вдохновения. И эта тайна в бережном и трепетном отношении к своему и детскому внутреннему миру и к миру вокруг.
     Ведь каждый из них, маленький или большой, робкий или озорной, мечтательный или весёлый, сам – целая Вселенная. И мне ещё постигать и постигать эти необъятные просторы детских душ, чтобы зажигать звёздочки творчества, вовлекая их в нашу общую орбиту вдохновения!
     Сегодняшнее время – время инновационных технологий, но никакая технология не заменит тепла души, любви своих родителей, честности и преданности друзей, поддержки и помощи в коллективе, которую ты ощутил и впервые узнал в том месте, где родился и вырос. Я стараюсь отдать своим детям частичку души и тепла, которая им так необходима. И пусть моя любовь согреет их в трудную минуту, пусть знания, данные мною, помогут обрести место в жизни, пусть человеческие качества, привитые на занятиях, помогут выстоять и победить.
     И цель одна: чтоб детям дать добро,
     Частичку сердца, да уменье жить.
     Чтоб вышли в люди, не упав «на дно»,
     За что смогли бы нас благодарить.

Комментарии

Татьяна Александровна! Хорошо, когда люди работают по призванию! Видимо, Вы из таких. Рада, что Ваша профессия Вас вдохновляет и радует.

Татьяна Александровна, Вы человек целеустремленный и увлеченный. Желаю успехов в ваших достижениях!

Очень содержательно! Подскажите, пожалуйста, в каком Центре Вы работаете?

Дорогие коллеги! Всегда помните, что в любом из нас всегда живет Учитель! И учит честно и красиво жить!

Задонская Татьяна