SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе «Я – учитель»

IMG_1860

"Вся гордость учителя в учениках,
в росте посеянных им семян."
Д.Менделеев

Казалось, что все было вчера. Первый урок, где ты в качестве учителя, а не в качестве ученика. Шаг в класс и на тебя смотрят 30 пар заинтересованных (или не очень) глаз в ожидании того, что же ты им скажешь. Поначалу не всегда все выходило так, как ты задумывал. И это сильно огорчало. Долго сидела потом над конспектами, пытаясь понять, что же сделала не так. Я вспоминаю свой первый год работы в школе и, сравнивая его с последующими 26 годами, понимаю, что это был самый сложный год в моей жизни.
Первое родительское собрание… Страх, комок в горле, руки трясутся как на экзамене. Как воспримут? Что скажут? Что я-то им скажу? Но, к счастью, все проходит не так уж и плохо. Наверное, родители моих подопечных действительно понимали, что я еще слишком молодая, что делаю только первые шаги в своей профессии… По крайней мере, у меня осталось от первого собрания именно такое ощущение. Страх быстро прошел, и стало легче…
Да, ребята, особенно маленькие, не всегда слушаются, а иногда даже срывают часть урока. И как показывает практика, на первых порах работы в школе это происходит довольно часто… Да и в последующие годы работы на этом поприще тоже бывают разные ситуации..
Зато очень приятно бывает ставить пятерки за блестящие ответы, хвалить за хорошо выполненную работу. И незаметно наблюдать, как искренне они радуются похвалам. Небольшие поначалу достижения их со временем перерастают в победы. Над своим страхом, над кажущейся невыполнимой задачей.
Наверное, самая большая радость для учителя - это видеть успехи собственных учеников (избитая мысль, но правдивая). Еще вчера твой ученик не знал чего-то, а сегодня знает, и это произошло отчасти благодаря тебе. Да просто приятно осознавать, что они тебя понимают и слушаются.
Хотя… Иногда все же одолевают сомнения и вопросы… А нужен и интересен ли вообще твой предмет ученику?... Или он должен посещать его исключительно по принуждению, потому что так велит система? ... Ведь весь багаж знаний, получаемых в школе, оказывается для некоторых молодых людей столь кратковременным и улетучивается почти сразу, как только выпускник переступает порог школы. Как это ни печально…
Прошло уже 25 лет с того дня, как я выпустила свой первый класс. Среди моих выпускников уже много хороших и перспективных врачей, экологов, инженеров, преподавателей высшей школы, кандидатов наук (есть один и доктор наук).
В воспитании молодого поколения особенно сложно, мне кажется, именно школьному учителю. Ведь он призван не только транслировать, передавать некий набор имеющихся у него знаний и умений, а еще и разносторонне воспитывать своих учеников, прививать вкус, показывать ученикам модели поведения - образцы честности, великодушия, справедливости. И здесь халтурить нельзя! Ни в коем случае!
Ведь дети проводят в школе большую часть своего времени. Именно школа, ее традиции и ее учителя формируют их будущую личность. От учителей зависит, захотят ли их ученики, уже став взрослыми людьми, обзаведясь семьей и личной жизнью, вспоминать свои школьные годы с теплотой и нежностью или же с отвращением. А то и просто будут стремиться навсегда позабыть о них. И это действительно очень страшно.
Школа – храм науки. И учитель приходит учить, а ученик приходит – учиться! Есть очень мудрая формула: «Научить - нельзя, научиться – можно». Это уже отклик ученика на все, что есть в школе. Большое счастье, если ученик с гордостью говорит: «Я иду – учиться! И я научусь!». Как этого достичь? Чтобы, уходя с урока химии, ученик мечтал об открытии нового элемента? Закрывая дверь кабинета литературы, захотел написать роман и рассказать в нем о самом важном в этой жизни? А прощаясь с учителем истории, устремился мыслями в древнюю Элладу? Наверное, нет однозначного ответа на этот вопрос; и у каждого учителя, и у каждой школы свои рецепты увлеченности и увлечения. Но это главное в школе – страстное желание учиться!! И я учусь вместе с учениками. Этот процесс обязательно двусторонний. И в плане знаний, когда каждый день обогащает тебя новым: книгой, мыслью, чувством. Учиться друг у друга, идти за руку вместе по этой славной дороге школы. Идти вместе, чтобы выдержать потом самый главный экзамен, который дает каждому ЖИЗНЬ. А порой это уравнение со столькими неизвестными, что решение не под силу даже великим химикам Д.И. Менделееву и А.М. Бутлерову. Жизнь не всегда определяется правилами, алгоритмами. Она устраивает самую жесткую проверку – на чистоту души, на человечность, на любовь. И помочь с честью выдержать эту проверку может учитель…

Учитель химии МБОУ «Гимназия №8»
Советского района г. Казани
М.В. Пичугина