
Описание опыта работы
Ведущей педагогической идеей опыта является повышение познавательной активности обучающихся и развитие творческих способностей и склонностей, приобщения их к созданию оригинальных и необходимых в жизни изделий на основе использования блочно-модульной технологии.
Цель опыта - внедрение и освоение различных видов декоративно - прикладного искусства на основе использования методов артпедагогики (арттерапии – сказкотерапии, драмотерапии, изотерапии, двигательной терапии) на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих сознательное и прочное усвоение материала программы.
«Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно, победно».
(Б. Желтков)
Это об атмосфере на занятии, о состоянии души ребенка. Надо, чтобы на каждое занятие ребенок шел как на праздник, чтобы загорались глаза от маленьких открытий на уроке.
«Разглядывать каждого, а не поле. Выращивать каждого, а не луг».
(В. Солоухин)
1.Сведения об авторе
Ф.И.О. Шигапова Гузель Равхатовна
Образование: высшее
Название (полное) учебного заведения, год его окончания: Казанский государственный технологический университет
Специальность по диплому: «Технология и конструирование швейных изделий»
Место работы: МБУДО «Центр детского творчества» Вахитовского района г.Казани
Должность : педагог дополнительного образования
Педагогический стаж: 18 лет
Стаж работы в занимаемой должности: 18 лет
Квалификация : первая квалификационная категория
Награды:
1. Почетная грамота Управления образования Исполнительного комитета г.Казани - 2013 год;
2. . Почетная грамота Отдела Управления образования ИКМО г.Казани по Вахитовскому и Приволжскому районам - 2013 год.
2. Условия формирования опыта
Интеграция в обществе человека с особыми образовательными потребностями означает процесс и результат предоставления ему возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и образовательные, в условиях компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничении возможностей.
Применительно к детям это:
• ребенок с особыми образовательными способностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке;
• ребенок должен вести жизнь в максимальной степени приближенной к нормальной;
• учиться могут все дети, а значит, всем им должна быть предоставлена возможность получить и дополнительное образование.
Если процесс обучения рассматривать как процесс формирования жизненно необходимых способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья, то их можно научить: познавать себя и управлять своим физическим и психическим «Я», обслуживать себя и принимать помощь других, вступать в контакт с окружающими и поддерживать его, ориентироваться в пространстве и познавать окружающий мир, участвовать в созидательной деятельности.
Занятия расширяют познавательные возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обогащают его эмоциональную жизнь, делают доступными элементы творчества, развивают эстетически.
Наиболее эффективный путь развития детей с ограниченными возможностями здоровья лежит через приобщение их к творческой деятельности. Традиционное обучение содержит, в основном, элементы объяснительно-иллюстративного типа, когда педагог сам ставит проблемы и сам указывает пути их решения. При таком типе обучения определяющей становится сумма знаний на конец обучения, в то время как учебное исследование, процессуальная ориентация остается за рамками дидактических поисков. Указанный подход организует процесс образования на основе преобладания репродуктивной деятельности, детально описанными результатами.
В связи с вышеизложенным необходимо постепенно изменять методы преподавания с целью интенсификации процесса обучения, повышения мотивации к обучению.
В настоящее время при решении всевозможного рода задач творческий подход их решения все более вытесняет стандартные методы. Ведь безусловно нужные, но все же «постные» методы стандартных подходов, ограниченные рамками определенных правил, не дают возможность обучающимся в полной мере выходить на широкие просторы познавательной деятельности.
Я считаю, что, на сегодняшний день, одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие способностей обучающихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения обучающимся проявить весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов». Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности обучающихся, их непрерывное «наращивание». При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.
Исходя из вышесказанного, и формировался мой опыт работы. Также большое значение на формирование опыта оказали влияние следующие факторы:
• изучение методической литературы, самообразование;
• изучение опыта коллег, обмен опытом;
• курсовая подготовка;
• активное участие в работе городских методических объединений и т.д.
Этапы опыта:
• 1 этап. Накопление фактического материала с целью выявления предпосылок формирования художественных интересов у детей в процессе работы.
• 2 этап. Изучение работ педагогов по проблеме развития художественных способностей в процессе прикладного творчества детей. Проведение диагностики художественно-творческих способностей детей: срезы практических умений, навыков, тестирование.
• 3 этап. Систематизация и теоретическое оформление результатов. Выступление на методических объединениях, семинарах, проведение мастер-классов, выставок детских работ, участие в праздничных мероприятиях, разработка и показ презентаций.
Тема опыта:
«Терапия творчеством – уникальная возможность обеспечения полноценной и достойной жизни детей с ограниченными возможностями»
3. Теоретическая база опыта
Блочно-модульное обучение базируется на теории развивающего обучения, основы которой были заложены Л.С. Выготским.
В психолого-педагогической литературе (П.Я.Гальпе¬рин, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторский и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, организации их творческой деятельности с помощью создания блоков обучения.
В 1992 г. В.А.Ермоленко была предложена блочно-модульная система структурирования содержания обучения, позволившая осуществить переход от точки зрения на содержание образования как на разрозненную, плохо обозримую массу учебного материала, к точке зрения на него как на хорошо структурированную, связанную и легко адаптирующуюся систему, которая дает возможность в каждом конкретном случае строить содержание обучения, а, следовательно, и сам учебный процесс, в максимальном соответствии целям обучения.
По мнению В.А.Ермоленко, блочно-модульная технология предоставляет большие возможности для организации дифференцированного обучения. Согласно В.А.Ермоленко, блочно-модульный подход обеспечивает личностную ориентацию в образовании, так как в рамках этой технологии обучающийся может выбрать интересующее его занятие из числа тех, которые предлагает педагог, выстроить свою образовательную траекторию в соответствии со своими возможностями и потребностями.
Блок – группа знаний и навыков, которые обучающийся должен продемонстрировать после его изучения. Блок устанавливает границы, в которых обучающийся оценивается, в свою очередь каждый блок состоит из нескольких модулей:
1-й модуль – устное изложение педагогом основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий;
2-й модуль – использование теоретического материала при выполнении заданий: практические работы, где обучающиеся под руководством педагога выполняют различные работы;
3-й модуль – предварительный контроль знаний, повторение и обобщение материала;
4-й модуль – контроль знаний.
Как видим, данная технология имеет четкую структуру. Учебный материал направлен на решение интегрированной дидактической цели, обеспечивает системность деятельности обучающихся при индивидуальной работе, при этом все участники образовательного процесса оперируют одинаковыми понятиями. Теоретическая значимость и новизна технологии состоит в том, что она рассматривается в комплексе: целевой компонент, принципы, способы проектирования содержания обучения, систем задач и упражнений, конструирование дидактических материалов, система контроля и оценки достижений.
При блочно-модульной технологии рекомендуется использовать несколько правил:
1. Перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений обучающихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю.
2. При обнаружении пробелов в знаниях учащихся необходимо провести соответствующую коррекцию.
3. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самоконтроль, сверка с образцом и т. д.). Текущий и промежуточный контроль имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения непосредственно в ходе работы.
4. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, он должен показать уровень усвоения модуля.
5. Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материала, необходимо проводить его доработку.
Таким образом, мы видим, что именно такая технология обучения наиболее подходит для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Актуальность и перспективность опыта
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Обобщение опыта работы осуществлялось в течение 5 лет. Чтобы повысить интерес к предмету, создать атмосферу творчества и развивать творческие способности, я пришла к выводу, что необходимо изучать методику работы с «необычными» детьми и в полной мере ее использовать. Работать над этой проблемой я стала в 2006 году.
Программа предмета «Рукоделие. Терапия творчеством» строится по блочному принципу, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения обучающимися цели обучения. Каждый из блоков, как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс или группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижение комплексов дидактической цели.
Блоки :
• Бумагопластика
• Текстильное творчество
• Художественная лепка
• .Мягкая игрушка
• Лоскутное шитье
Набор блоков не является строго обязательным, отдельные блоки могут быть исключены, введены новые блоки, изменена последовательность их прохождения с тем, чтобы максимально учитывались индивидуальные потребности и возможности обучающихся, материально-техническое обеспечение семьи.
Таким образом, перспективность блочного обучения заключается в том, что блочно модульные технологии позволяют адаптировать блоки к потребностям времени, запросам родителей и детей.
Объектом исследования моей работы является педагогический процесс, а именно процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья. Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: изучение проблемы развития творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности при выполнении творческих заданий.
Ведущей педагогической идеей опыта является повышение познавательной активности обучающихся и развитие творческих способностей и склонностей, приобщения их к созданию оригинальных и необходимых в жизни изделий на основе использования блочно-модульной технологии.
Цель опыта - внедрение и освоение различных видов декоративно - прикладного искусства на основе использования методов артпедагогики (арттерапии – сказкотерапии, драмотерапии, изотерапии, двигательной терапии) на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих сознательное и прочное усвоение материала программы.
5. Новизна опыта
«Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно, победно».
(Б. Желтков)
Это об атмосфере на занятии, о состоянии души ребенка. Надо, чтобы на каждое занятие ребенок шел как на праздник, чтобы загорались глаза от маленьких открытий на уроке.
«Разглядывать каждого, а не поле. Выращивать каждого, а не луг».
(В. Солоухин)
Это о внимательном отношении педагога к каждому обучающемуся, об индивидуальном подходе: педагог должен помнить, что каждый ребенок перед ним - личность.
Одна из стратегических задач развития детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в решении проблемы личностно-ориентированного обучения, которое в максимальной мере учитывало бы особенности и способности каждого обучающегося, создавало условия для раскрытия и развития его потенциальных возможностей.
Среди разнообразных подходов, направленных на реализацию поставленных целей, модульное обучение является одним из приоритетных способов, так как:
- процесс обучения строится на основе создания обучающимся собственных изделий и овладении опытом деятельности;
- появляется возможность осуществления различных форм и видов дифференциации в обучении в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся;
- процесс обучения строится на основе обучения в сотрудничестве, позволяющей создать условия для активной совместной учебной деятельности всех участников образовательного процесса.
В этом и состоит новизна моего опыта.
Мною была разработана авторская образовательная программа, которая в процессе педагогической деятельности совершенствовалась и обновлялась.
Она строится на основе дидактических принципов: доступности, постепенности. Большое значение в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья имеет степень владения психологическими знаниями, умение определить индивидуальную модель взаимодействия с ребенком, его возможности и потребности. Отношения строятся на основе взаимного уважения и доверия, что оказывает значительное влияние на развитие личности больного ребенка. Во-первых, это приводит к созданию благоприятной ситуации для его изучения: он ведет себя доверчиво, открыто, прямо и без утайки говорит о своих проблемах, трудностях. Во-вторых, такая атмосфера является наиболее оптимальной для индивидуального развития, его самореализации. В-третьих, складываются благоприятные условия для педагогического влияния (ребенок воспринимает этот процесс не как вмешательство, а как помощь, совет, рекомендацию).
Программа скорректирована с учетом интеллектуальных, физических возможностей ребёнка, разработаны дидактическое и методическое сопровождение программы, что особенно важно в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.
Ребёнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природообразующими способностями.
Работа с ребенком строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится.
Большое значение отводится разнообразию форм и приемов, используемых педагогом на занятиях, вводятся новые для ребенка виды и объекты деятельности.
Занятие начинается с общей разминки. Ее задача: сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятию, настроить на активную работу.
С самого начала занятия я слежу за ходом выполнения ребенком задания, предупреждаю ошибки, но при этом стараюсь не вмешиваться в процесс его работы, предоставляя ему самостоятельность. Когда ребенок не понимает задания, подробнее объясняю ему правила, начинаю работу вместе с ним, постоянно уменьшая свою долю участия в совместном занятии. Учитываю физическое и психологическое состояние ребенка, он не может продуктивно работать, будучи больным и усталым.
От однообразной работы дети устают, нужна смена деятельности, чтобы предупредить пресыщение необходимо переключение в работе, с этой целью я предлагаю ребёнку поиграть.
Детям с ограниченными возможностями здоровья часто свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистой речи. Чтобы помочь таким детям, я провожу игровые упражнения, направленные на достижение мышечного расслабления.
Иногда ребенок ленится, по этой причине отказывается от выполнения задания со словами «Я не знаю, я не умею». В то же время при участии взрослых ему под силу сделать то, что ему предложено. Я не даю готовых ответов, а побуждаю к самостоятельной деятельности, к поискам способов действия. Моя задача: сделать обучение интересным, радостным и вместе с этим развивающим.
Новый материал, необходимый для усвоения, делится на маленькие порции и предоставляется для усвоения в наглядно-практических, деятельностных условиях, закрепление проводится на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторяется усвоенное на разнообразном материале.
При общении с детьми, имеющими трудности обучения, я обращаю особое внимание на качество своей речи, поскольку от этого зависит качество восприятия учебного материала детьми. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. Я обращаю внимание на речь ребенка, разговариваю с ним, побуждаю его рассказывать, объяснять смысл сказанного. А, главное общий фон поведения педагога и обращения к ребенку (мимика, жесты, интонация) должны быть благожелательными, вызывать у ребенка желание сотрудничать.
Моё мастерство, как педагога, состоит в том, чтобы научиться обыгрывать всевозможные отклонения от запланированного занятия и инциденты, не нарушая технической последовательности, делать эти отклонения, элементами занятия, включая их в развитие темы, но никогда не делать их причиной замечаний ребенка.
Для лучшего усвоения материала детьми с проблемами в интеллектуальном развитии применяются следующие приемы:
• показ образца выполнения действия;
• его выполнение ребенком по подражанию и по образцу;
• образное описание действия;
• игровая форма действия;
• максимальное расчленение задания на отдельные фразы-инструкции;
• объяснение педагога в начале разыгрывания и в процессе действия ребенка.
В силу огромной роли семьи, его ближайшего окружения в процессах становления ребенка необходима такая организация обучения, которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.
Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовывать целенаправленные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развивать необходимые в жизни волевые качества.
Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может его огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание может привести к развитию пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких людей должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию, к своим возможностям. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как человека с ограниченными возможностями, или наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдиться болезни своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, в свое одиночество.
Работа с родителями строится через индивидуальные беседы, консультации, совместную деятельность.
Моя работа, скоординированная с семейным воспитанием, помогает детям с ограниченными возможностями здоровья развиваться, вести более интересную наполненную жизнь, делать шаги к нормальной самостоятельной жизни.
6. Адресность опыта
Опыт работы реализуется через систему занятий с детьми от 7 до 18 лет с различными диагнозами, учитывает реальные возможности детей, которым не хватает материалов, сил и времени на выполнение больших работ. Каждый ребенок занимается по 4 часа в неделю. Для детей с нарушенным темпом физического и умственного развития допускается повторение программы. Реализации опыта осуществляется также через внеурочные мероприятия- мини праздники (спортивные праздники «Зимние забавы», «Веселая олимпиада», «Будь здоров!», праздники «Волшебная страна», «Школа волшебства», «Выпускной бал», участие в конкурсах разного уровня.
Опыт моей работы может использоваться в организациях дополнительного образования педагогами дополнительного образования, работающими с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
7. Технология опыта
Занятия имеют по следующую структуру:
• повторение пройденного материала
• введение в тему
• объяснение нового материала
• динамическая пауза
• практическая деятельность
• упражнения для развития памяти, внимания.
Динамическая пауза включает в себя подвижные игры, коррекционные упражнения для глаз, элементы кинезиологии.
Принципы обучения:
• научность;
• индивидуальный подход;
• наглядность;
• систематичность и последовательность;
• доступность и посильность;
• сознательное и активное участие обучающихся в процессе обучения;
• прочность знаний;
Во время занятий для снятия возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы, педагог может использовать аудио записи живой природы и музыку из мультфильмов.
На занятиях применяются технические средства обучения и воспитания: компьютер (записи на СД и флеш-картах) и наглядные пособия (иллюстрации, рисунки, открытки, макеты, схемы, чертежи, дидактические карточки).
Основной формой организации обучающихся является индивидуальная.
Для развития умственных способностей и интереса к знаниям использую на практике следующие методы обучения, обеспечивающие сознательное и прочное усвоение материала:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
• наглядный (показ иллюстраций, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно – иллюстративный, демонстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• продуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Эти методы способствуют формированию у обучающихся чувства "самостоятельности", поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению "я сам", "я сделаю", "я умею", это важнейшая задача образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которую я стараюсь решать на своих занятиях.
В процессе обучения возникают проблемы, связанные с плохой памятью и концентрацией внимания, которые решаются методами кинезиологии. Упражнения комплекса выполняются в начале занятия в течение 3-5 минут.
Занятия начинаются с разминки: пальчиковые игры, коррекционные упражнения (игры с нанизыванием бус, перебор крупяных изделий (игра «Золушка»), игры с рисованием по трафаретам (домашние животные, фрукты, овощи, цветы, машинки), направленные на развитие мелкой моторики рук.
Дети с плохо развитой моторикой рук выполняют аппликационные работы с бумагой, необходимые для укрепления руки и подготовки ее к раскрою ткани.
Дети с нарушением сенсомоторики выполняют упражнения на тренажере (картонный шаблон с отверстиями).
На занятиях применяется динамическая пауза, где проводятся адаптированные, измененные в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний. Использование игр способствует всестороннему физическому умственному развитию, формированию координации движений, ловкости и меткости.
На занятиях используется музыка П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, Ф. Листа и других композиторов.
Работы по шитью привлекают детей своими результатами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками игрушки, поделки. Умелые руки и фантазия творят чудеса!
Работа с иглой способствует развитию сенсомоторики- согласованности работе глаз и рук, совершенствовании координации движения, гибкости, точности выполнения действий.
Оформление изделий из ткани - очень важный этап работы. Именно этот процесс развивает творческие способности ребенка (вкус, чувство цвета, композиционное решение, выбор художественного образа).
Шитье из лоскутков учит детей концентрации внимания и стимулирует развитие памяти. Лоскутная техника помогает развитию первых чертежных навыков, знакомит с основными геометрическими понятиями. Воспитывает у ребенка аккуратность и бережное, экономное отношение к материалу.
Мягкая игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Работа над мягкой игрушкой является одной из форм эстетического и трудового воспитания. Игрушка, сделанная ребенком с помощью педагога, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности.
Опыт показывает, что такие занятия с детьми открывают большие возможности для развития инициативы. Будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль.
Детей надо видеть, понимать, принимать такими, какие они есть, чтобы помочь им создать условия для саморазвивающейся личности. Главное в моей профессии – это любовь к детям. Если мы всегда будем любить их, несмотря ни на что, то мы сможем создать все возможные условия для раскрытия потенциальных возможностей наших воспитанников. Дети отражают любовь: если они получают её, они её возвращают. Безоговорочная любовь отражается безоговорочно, а условная любовь и возвращается условно. Необходимо учиться выражать и передавать воспитаннику любовь вне зависимости от его состояния, образа мыслей, поведения..
Очень важно, при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья учитывать рекомендации педагогов - психологов (У. Глассер, Р. Кэмпбелл, М. Максимова, В. Сатир):
1. начинать разговор с похвалы;
2. обращать внимание на ошибки только косвенным образом;
3. не критиковать и не делать замечаний, вспоминая об ошибках;
4. предоставлять детям возможность сохранять престиж в глазах других;
5. не приказывать, а задавать вопросы;
6. выражать одобрение по поводу каждой удачи;
7. создавать детям хорошую репутацию;
8. постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой;
9. добиваться того, чтобы ребенок был рад сделать то, что вы ему предлагаете.
Методическая копилка:
1. Открытые уроки:
«Изготовление декоративного панно-дерева»,
«Пуговицы, как элемент декорирования. Изготовление сердечка "валентинка" декорированного пуговицами»,
«Изготовление игрушки зайца. Оформление мордочки зайца»,
«Изготовление цветка гиацинта в горшке методом торцевания»,
«Изготовление игрушки кошки. Оформление мордочки кошки»,
«Декорирование шкатулки – копилки методом декупажа».
2. Дидактический материал:
«Изготовление книг- самоделок для развития сенсомоторных и моторных функций рук у детей с нарушениями здоровья»,
«Массажно- развивающий коврик для детей» (изготовлен педагогом),
3. Методические разработки:
«Аутизм. Дети дождя. Как работать с детьми на уроках рукоделия»,
«Здоровьесберегающие технологии на уроках рукоделия»,
«Развитие общекультурных компетенций и формирование мировоззрений как средство воспитания гражданина»,
«Коррекционные игры (гимнастика для глаз, кинезиологические упражнения)»,
«Пальчиковые игры»,
«Подвижные игры»,
«Изготовление цветка-тюльпана»,
«Изготовление бабочки-стрекозы»,
«Изготовление птички-колибри»,
«Изготовление броши-цветка»,
«Изготовление шкатулки с секретом»,
4. Родительское собрание:
«Семья – как среда для творчества»;
5. Консультации для родителей:
«Комплекс оздоровительных игр – лечебная физкультура»,
«Детский церебральный паралич. Особенности психического развития. Отношение к ребенку в семье»,
«Воспитание трудом»,
«Дисциплина и режим в воспитании ребенка»,
«Ребенок и компьютер в доме»,
«Как реагировать на неприятные привычки и манеры у ребенка»,
«Как научить ребенка проигрывать достойно».
8. Результативность опыта
Проводимая мной работа, дает положительные результаты. Обучающиеся в объединении «Рукоделие. Терапия творчеством» принимают участие в конкурсах различного уровня и имеют большие успехи:
Одним из важных показателей формирования творческой деятельности обучающихся является система и уровень работ, представленных ими на конкурсах:
№№ п/п Фамилия, имя год Название конкурса Место
1 Шарапов Булат, Шарифуллина Карина, Алексанян Грант 2012 Всероссийская природоохранная акция «Сохраним леса России» 1 место
2 Меркурьев Николай 2012
Городской конкурс «Прекрасное своими руками» 1 место
2013 Открытый конкурс детского творчества «Игрушка» Диплом 3 степени
2013 Открытый конкурс детского творчества «Игрушка» Диплом 3 степени
2013 Районный конкурс декоративно-прикладного творчества “Новый год в нашем доме” 2 место
2014 Городской конкурс юных талантов «Краски города» 3 место
2014 II Республиканская выставка декоративно-прикладного и художественного творчества среди детей с ограниченными возможностями здоровья Диплом 3 степени
3 Шарапов Булат 2012 Городской конкурс «Прекрасное своими руками» 3 место
2013 Районный конкурс декоративно-прикладного творчества “Новый год в нашем доме” 1 место
2014 Открытый конкурс детского творчества «Игрушка» Диплом 2 степени
2014 Районный фестиваль “Весенняя капель” лауреат
2014 Городской конкурс юных талантов «Краски города» 3 место
4 Биктагиров Салават 2013 Районный конкурс декоративно-прикладного творчества “Новый год в нашем доме” 3 место
2014 Районный фестиваль “Весенняя капель” лауреат
5 Алексанян Грант 2013 Открытый конкурс детского творчества «Игрушка» Диплом 3 степени
2014 Открытый конкурс детского творчества «Игрушка» 2 место
2014 Городской конкурс юных талантов «Краски города» 2 место
2014 II Республиканская выставка декоративно-прикладного и художественного творчества среди детей с ограниченными возможностями здоровья Диплом 2 степени
2014 Районный фестиваль “Весенняя капель” лауреат
6 Камалетдинов Анвар 2014 Районный фестиваль “Весенняя капель” лауреат
Мои воспитанницы Денисова Екатерина, Шакирова Рамзия и Зинина Юлия успешно окончили профессиональное училище №36 и получили профессию «портной». Окончив художественную школу, Шарифуллина Карина поступила в Казанское художественное училище им.К.Фешина, а Дементьева Елена - в Казанский государственный архитектурно -строительный университет.
Таким образом, метод блочно-модульного обучения позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья восполнить существующий в системе обучения детей пробел самостоятельной практической деятельности, проявления ими творческой активности, реального применения полученных знаний.
Метод блочно-модульного обучения ориентирует учебный процесс на решение обучающимися познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать блочно- модульное обучение, как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обучения.
Метод имеет следующие показатели:
- строится прочная база теоретических знаний и практических умений и навыков;
- растет интерес обучающихся к изучению предмета;
- благодаря применению этой технологии наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся.
Опыт работы показывает, что обучающиеся проявляют большой интерес к выполнению практических и творческих работ на занятии. Опора на субъективный опыт обучающихся позволяет использовать метод, как на занятиях, так и во внеурочной деятельности. Выполнение творческих заданий по блокам является важнейшим элементом процесса обучения, так как выполняет следующие дидактические функции: повышает интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность и способствует развитию творческих способностей.
Приложения к опыту работы:
Приложение № 1. Интернет– конференция «Педагогическая психокоррекция детей с ограниченными возможностями здоровья», статья «Аутичные дети. Дети дождя. Как работать с детьми на занятиях рукоделия».
Приложение № 2. Консультация для родителей. «Дисциплина и режим в воспитании ребенка».
Приложение № 3. Консультация для родителей. «Комплекс оздоровительных игр – лечебная физкультура».
Приложение № 4. Консультация для родителей. «Детский церебральный
паралич. Особенности психического развития. Отношение к ребенку в семье».
Приложение № 5. Консультация для родителей. «Ребенок и компьютер в доме».
Приложение № 6. Родительское собрание. «Семья – как среда для творчества».
Приложение № 7. Открытое занятие: «Изготовление декоративного панно - дерево»
Приложение № 8. Конспект открытого занятия. «Ассортимент материалов».
Приложение № 9. Конспект открытого занятия. «Изготовление поделки «Теремок» из бросового материала».
Приложение № 10. Конспект открытого занятия. «Изготовление цветка гиацинта в горшке методом торцевания».
Приложение № 11. Методическая разработка.«Изготовление книг- самоделок для развития сенсомоторных и моторных функций рук у детей с нарушениями».
Литература
1. Закон «Об образовании» РФ - М.: ТЦ Сфера,2012.-96с. (Правовая библиотека).
2. Конвенция о правах ребенка. – М.:КНОРУС,2010.-32с.
3. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. - М.: Лист,2008.
4. Галанов А.С. Игры, которые лечат. – М.: Сфера, 2009.
5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки. – Ярославль: Академия развития,2009.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком так? – М.: АСТ, 2009.
7. Дерекляева Н.Н. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.- М.: Вако, 2007.
8. Ковалько И.Т. Школа физкультминуток. – М.: Вако. 2007.
9. Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. – Ярославль: Академия, 2010.
10. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах. – М.: Айрис-пресс, 2008.
11. Моллер А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями. М.: Педагогика-пресс, 2009
12. Никуленко Т.Г., Самышин С.И. Коррекционная педагогика. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2009.
13. Пашнина В.М. Игры. Конкурсы, викторины для дошкольников.- Ярославль: Академия развития. 2007
14. Стол М. Н. Ребенок играет. Санкт-Петербург, 2009
15. Спицына Е.И. Умные пальчики. М.: Лист, 2008
16. Скворцова В.О. Интеллект + креатив в развитии творческих способностей. Ростов - на – Дону, 2009
17. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2010
18. Узорова О.В. Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. М.: Астрель, 2015
19. Фридман Л.М. Психология воспитания. М.: Сфера. 2009.
20. Хорсанд Д.П. 20 самых главных ошибок, которые совершают родители. М.: Сова, 2008
21. Цымбалова Л.Н. Подвижные игры для детей. М.: Март. 2009
22. Шматко Н.Д. Дети с отклонениями в развитии. М.: Аквариум, 2011.
- Шигапова Гузель Равхатовна's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Комментарии
Очень содержательно и достойно описан опыт работы.МЫ ТОБОЙ ГОРДИМСЯ!!!
Бердникова М. Г.
Хороший учитель гордится самостоятельными успехами ученика, и радуется, когда тот превосходит его.
Хороший учитель гордится самостоятельными успехами ученика, и радуется, когда тот превосходит его.
Большое спасибо! Я очень довольна успехами своих учеников, я ими горжусь ведь они "особенные" дети.
Шигапова Гузель