SMI.KAZANOBR.RU

Эссе "Я-педагог"

img018

Я – педагог. Как это ни странно, ведь в детстве я не усаживала кукол в ряд и не учила их читать. В школе я не стремилась командовать своими одноклассниками. Обучаясь в институте, я не собиралась работать педагогом. Но у судьбы были другие планы на меня.
Маленькой девочкой я занималась в кружке кройки и шитья Дома пионеров и школьников на Булаке. Здесь я научилась замечательному делу – творчеству своими руками, научилась дружить, добиваться успеха и побеждать.
К моему большому удивлению, в какой-то момент я поняла, что все эти бесценные качества я хочу передать детям, я хочу быть педагогом, я объявляю это своим делом. Центр детского творчества - это мое место, это мой мир, сложный мир, со своими законами, которые нельзя нарушать. Ведь оценивать их будут самые пристрастные и субъективные судьи - не администрация, не коллеги и даже не родители, а Дети. А судят Дети жестко, а порой и жестоко, но одно они чувствуют безошибочно – любовь, умение услышать и принять их. Принять их проблемы, страхи, надежды и мечты.
Как рассказать о своей работе, которой отдано 18 лет? Рассказать о детях, их желаниях, возможностях, мечтах? О коллегах, родителях? Я просто отвечу на часто задаваемые вопросы.
Знакомые спрашивают: «Как вы работаете с такими детьми? Они же такие необычные дети…». Дети как дети, разные: шумные и тихие (на нашем языке это называется следующим образом: «преобладают процессы возбуждения или преобладают процессы торможения»), общительные и не очень, доброжелательные и равнодушные, одни любят рисовать, другие лепить, что-то мастерить руками. Одним словом, такие же дети, как и другие, только одно отличие: диагноз… Они не хуже, они просто немного другие. Согласитесь, что отсутствие знаний в области физики не мешает человеку дружить, а слабое понимание исторических процессов быть прекрасным человеком…
«Мои» дети имеют разные диагнозы и к каждому нужно подобрать свой «ключик», найти «тропинку» к детскому сердечку. На занятиях с детьми я использую различные виды деятельности: игровую, артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастики, работу с дидактическим материалом и многое другое. Все виды работы взаимосвязаны между собой и не позволяют ребенку утомляться на занятиях. Стараюсь строить свою работу с детьми, учитывая их индивидуальные возможности и особенности. Обычный ученик познает окружающий мир на уроке, во внеурочное время, при общении со сверстниками и окружающими его людьми. Дети, обучающиеся на дому, не имеют таких возможностей.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья– это особый человек. И моя цель - цель педагога: помочь таким детям самоопределиться в обществе и социально адаптироваться в нем.
Педагоги, не работающие с такими детьми, спрашивают: «А какими методами, приемами в своей работе Вы пользуетесь?» Методами – рекомендованными коррекционной педагогикой, формами и приемами, которые обозначены в рекомендациях по моему предмету, а способ воздействия на каждого ученика я ищу сама. Мой способ - выражение уважения к ребенку. Я не только люблю детей - я их уважаю. Дети разные нужны, дети разные важны, мне они все интересны, потому что каждый из них особенный. В каждом из них заложены свои ценности, которые я должна помочь выявить и развить.
«Я уважаю его – он уважает меня» - эта формула срабатывает в большинстве случаев. Один философ сказал: «Меня мой учитель так долго хвалил, что, в конце концов, я таким стал». Умение хвалить это - талант, так как похвала - лучший способ закрепить положительные поступки. Похвала окрыляет.
Родители таких детей спрашивают: «Он не безнадежен?» или «Человека – то из него сделаете?» Отвечаешь: «У вас не ребенок, а золото..» и приводишь ряд качеств (добрый, общительный). Родителям и так не очень приятно осознавать, что их ребенок, иногда единственный, не такой, как все и, в разговоре, стараешься не упоминать об отрицательных моментах, а давать рекомендации по поведению в той или иной ситуации.
А потом мы видим конечный результат, и вспоминаем, каким ребенок был до начала занятий, и сколько было затрачено сил, чтобы он стал таким, какой он есть сейчас. Дети, которые практически не умели общаться, застегивать пуговицы на одежде, ухаживать за собой, через некоторое время читают стихи на празднике перед большим залом, участвуют в выставках различного уровня. Да, читают стихи с запинками, путают строки, испытывают трудности при работе с ножницами и клеем, но они достигают успехов и их родители плачут от радости за сына или дочь.
Иногда, в случае неудачи (не ошибается тот, кто ничего не делает), я и мои коллеги говорим друг другу, что вся наша работа впустую, что знания детьми не усваиваются, а навыки не формируются. Но это бывает лишь иногда. В любой, даже самой трудной ситуации мы ищем пути решения появившейся проблемы и говорим, что не дети, а мы виноваты в неудачах (не учли какие-то факторы, не продумали отдельные моменты), и начинаем все сначала.

Я – педагог. Когда меня спрашивают, почему я работаю, я не знаю, что ответить. Задающему этот вопрос, не понять меня, ведь он не видел этих вопрошающих детских глаз, не слышал в тишине урока победного крика «Я понял! Я нашел! Я знаю!»... А мне повезло - я вижу и слышу это каждый день.
Я не могу сказать, что я люблю свою работу - я не представляю себя без нее, без моих учеников.
Я не могу сказать, что я не устаю от работы. Иногда устаю, потому что - педагог–сложная, психологически трудная профессия. Быть педагогом- гигантский труд. Но если меня лишить этого труда – я потеряю интерес к жизни. Значит, не только я нужна ученикам, как источник знаний, но и, в большей мере, они мне, как источник любознательности, радости, энергии. Вот она: взаимообратная связь « учитель – ученик», без которой невозможна жизнь.
Я горжусь своей профессией! Почему? Во-первых, я помогаю деткам исправить определенный дефект. Во-вторых, оказываю помощь порой растерявшимся родителям, консультирую их, объясняю им, как проводить коррекционно-развивающую работу дома. Я просто работаю, просто помогаю «моим» детям войти в сложную, взрослую жизнь.
Мои выпускники спрашивают: «А, правда, что я был самым лучшим Вашим учеником?» Конечно, они все самые лучшие, я помню каждого ученика, интересуюсь их судьбой. Бывшие ученики рассказывают об успехах или неудачах, иногда просят помощи или совета. И только через несколько лет, встречаясь с ними, понимаю, что все вложенное мной в душу, характер ребенка дало результат.

Что я несу с собой: добро иль вред?
Лишь знают небеса, не мне судить.
Но только хочется оставить в жизни след,
И не дай Бог, хоть как-то наследить.