SMI.KAZANOBR.RU

О фамилистической культуре педагогов – со знанием дела

image001 CIMG2190 CIMG2192 CIMG2193 CIMG2194 CIMG2195 CIMG2196

Говорить о семейном воспитании и семейном образовании – дело насколько известное, настолько и новое. Здесь все, кажется, знают обо всём, но по сути каждый опирается преимущественно на личный опыт. И только педагоги, преподающие основы семейной жизни в самых разных учебных дисциплинах, знают, как тут всё непросто.

Именно на эту тему – о фамилистическом (семейном) воспитании школьников в условиях кризиса семейной культуры в российском обществе рассуждали на семинаре, организованном в Доме работников образования г. Казани 6 февраля, более ста представителей самых различных школ города Казани и ряда школ республики. Семинар был организован Министерством образования и науки РТ совместно с Управлением образования г. Казани, Казанским государственным университетом культуры и искусств по инициативе общественной организации – Татарстанского регионального отделения Национального общественного комитета «Российская семья».

Интерес к мероприятию проявила начальник Управления ЗАГС при Кабинете министров РТ Шавалеева А.Р., которая поприветствовала семьеведов, отметила положительное значение инновации – введения элективного курса «Семьеведение» в школах республики и пожелала участникам собрания счастливой семейной жизни - в браке, с детьми, но без разводов.

В приветствии ведущего советника отдела допобразования детей МОиН РТ, к. пед.н. Фёдорова С.П. прозвучало: 422 школы и более 4 тысяч школьников изучают предмет «Семьеведение» в Татарстане, начиная с 2012 года. Почти год назад состоялась республиканская научно-практическая конференция, на которой были подведены итоги внедрения данного элективного курса в школах фактически всех муниципальных районов - итоги самые положительные. Подобная работа чётко вписывается в организуемое ныне на федеральном уровне обсуждение проекта «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», предложенного Министерством образования и науки РФ.

В семинаре приняла участие гостья из Санкт-Петербурга, канд. пед. н. Щёкина О.А., доцент кафедры социально-педагогического образования Санкт-Петебургской академии постдипломного образования. В сообщении коллеги из северной столицы, специалиста по проблеме взаимодействия семьи и школы в воспитании семьянина, были затронуты самые насущные вопросы. Среди них - состояние взаимодействия семьи и школы в современном мегаполисе, его соответствие требованиям ФГОС нового поколения; формы воспитания на семейных ценностях учащихся школ; процесс воспитания семьянина в педагогическом коллективе.

Фактически Ольга Александровна выступила в качестве модератора мероприятия, подробно осветив педагогические подходы к организации воспитательных контактов родителей и учителей и проанализировав опыт работы школ города. Доклад, сопровождаемый презентацией, был с самым живым интересом воспринят слушателями. На заданные вопросы были даны исчерпывающие ответы. Как оказалось, у татарстанских педагогов много общего с тем, что делается на педагогической ниве в Санкт-Петербургской системе образования.

Любопытно, что во второй столице России вся работа с семьёй строится через процесс воспитания, где акцент ставится на семейных ценностях и традициях. Разрабатываются разного рода социальные проекты, осуществление которых позволяет вести данную работу. Один из них, к примеру, - "Воспитание семьянина." Всё внимание - внеурочной деятельности, праздничным событиям. О преподавании семьеведения в учебных заведениях речь не идёт.

Аудитория Татарстана, однако, соглашаясь с тезисом о важности внеурочной воспитательной работы, вместе с тем подчёркивает: такой тип воздействия на сознание и поведение школьников не самый эффективный. Отношение к воспитательным мероприятиям сдержанное, и глубокого воздействия на личность воспитанника они не оказывают. Куда важнее системная работа с личностью учащегося, которая возможна только на основе образовательной деятельности.

Вот о чём поведали специалисты, работающие в средних школах республики, на семинаре. Конышева Е.В., педагог школы № 20 Московского района г. Казани, убеждена, что преподавать семьеведение нужно, но уровень преподавания должен быть только высоким. Школьников нужно научить на школьной скамье выполнять свои семейные обязанности, чтобы неблагополучных и неполных семей стало меньше.

И.И. Галимова, психолог школы-интерната «Лицей им. Лобачевского КФУ», настаивает на том, что обучать детей семьеведению нужно с детского сада. К окончанию школы учащиеся не имеют постоянных домашних обязанностей, тех же навыков ручной стирки, не представляют себя в будущем родителями, не заботятся о своём здоровье, в том числе и репродуктивном.

Г.Р. Нургазизова, в недавнем прошлом заместитель директора по воспитательной работе в Озёрной школе Высокогорского района, ощутила большую пользу от обучения на курсах по семьеведению после вступления в брак собственного сына. Дети получают на занятиях по новому предмету более полные знания, необходимые для сдачи Единого госэкзамена.

Е.Е. Павлова - психолог татарской гимназии № 17 Московского района г. Казани, отметила: школьникам предмет интересен, воспринимается с энтузиазмом, но у педагога не хватает системных знаний по социологии, психологии брака и семьи. Решает проблему пособие, изданное под редакцией проф. Карцевой Л.В. Однако для учащихся его следует адаптировать. Кроме того, поскольку участие в занятиях не оценивается, у школьников пропадает мотивация к обучению. Нужно искать способы повышения учебной мотивации.

Семьевед со стажем С.В. Одинцова – психолог школы № 129 Приволжского района г. Казани провела диагностику ценностей учащихся при освоении основ семейной жизни. Как оказалось, юношество ставит на первое место семью, на второе – здоровье, на третье - образование. Более всего школьники не желают жить так, как иные родители: без официального брака, в ситуации распада семьи, когда ребёнок остаётся с одним из родителей. Было отмечено и то обстоятельство, что уже в 11 классе школьники, прослушавшие в 10-м классе курс «Семьеведение», лучше ориентируются в соответствующих разделах при сдаче Единого госэкзамена.

Заместитель директора гимназии № 8 Советского района г. Казани Ю.Р. Салюкова считает, что разговор о семье с детьми нужно начинать только с разрешения родителей. Иные вопросы звучат весьма щепетильно. И нужна высокая степень доверия между педагогом и детьми. Речь идёт здесь не столько об информированности учащихся, сколько об интимности в разговоре с ними о семье и браке. И работать с детьми нужно обязательно с первого года их пребывания в школе, год от года расширяя диапазон тем и усложняя сообщаемый материал.

Л.Г. Фалеева, педагог гимназии № 93 Советского района г. Казани, поставила акцент на культуре семьи, которую школа должна формировать. Воспитание в семьях разное и зависит от этнической принадлежности родителей, уровня их образования, места рождения, уклада семейной жизни. Школьные уроки несут культуру в жизнь самих семей. Задача педагога – освободить ребёнка от представлений о собственной неполноценности как следствии распада родительской семьи. Ребёнок должен быть счастлив в любой семье.

В завершение дискуссии методист Управления образования г. Казани Карпухина Л.Н. предложила объединить усилия школьных педагогов в разработке учебного пособия для учащихся по семьеведению. Потенциал у школ есть, и немалый, было бы желание приложить усилия к столь важному и нужному делу.

Методист Управления образования Г. Казани Г.В. Тарасова напомнила о необходимости для учителя быть примером для молодёжи и как минимум любить детей, вникать в их личные и семейные ситуации, сопровождать их по жизни бережно и ответственно.

Л.В. Карцева, ведущая семинара, инициатор внедрения элективного курса «Семьеведение» в образовательную программу средней школы и руководитель обучающих курсов по семьеведению на базе Казанского государственного университета культуры и искусств, отметила: обмен мнениями состоялся. Педагоги средних школ Татарстана имеют неоценимый опыт работы по формированию фамилистической культуры учащихся, которым можно смело поделиться с коллегами из Санкт-Петербурга.

О.А. Щёкина предложила сотрудничество между Управлением образования г. Казани и кафедрой социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного образования. В необходимости обмена ценнейшим опытом семейного воспитания и семейного обучения школьников двух неофициальных российских столиц европейского уровня не может быть никаких сомнений.

Л.В. Карцева, профессор, д-р социол.наук, руководитель ТРО НОК «Российская семья»