SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Развитие хорового творчества у татарского народа

ЛЕКЦИЯ

«Развитие хорового творчества у татарского народа».

ХОРОВОЕ ПЕНИЕ – сравнительно молодая область общей музыкальной культуры татарского народа. Одноголосная татарская народная песня в течение веков служила основой для развития сольной традиции исполнения. В дореволюционном музыкальном быту татарского народа встречались лишь редкие примеры коллективного пения.
В дореволюционные годы были примеры группового пения во время трудовых процессов, народных празднеств. Несмотря на запреты шариата, а также противодействий со стороны религиозных фанатиков, татарская молодёжь находила место для пения любимых песен на посиделках в отсутствии взрослых, во время «Өмә» игр на поляне, на лугу.
Эти примеры коллективного пения пока ещё нельзя было назвать хоровым исполнением в полном смысле этого определения, так как возникали они стихийно в виде группового пения в унисон.
Вот что писали газеты о более или менее организованном хоровом пении и о его пропаганде среди татар в дореволюционное время в Казани, а также Уфе и Оренбурге, где проживало много татар.
«12 февраля 1907 года в народном доме оренбургская молодёжь провела литературно-музыкальный вечер в помощь безработным……
……Хотя мусульмане- стародумы и кричали: «Вот грешники, вот враги, предающие религию, губящие нас!»- зал народного дома был переполнен.
Если одна половина оренбургских мусульман проявляла тупость, то другая старается пробудиться от сна, идти вперёд. Представители молодёжи один за другим выходили на сцену, читали свои сочинения, стихи, пели песни….

Вечер прошёл великолепно. Особенно глубокое впечатление оставило исполнение хором песен «Тәфтиләү” и “Младенец».
« 27 октября 1907 года в Казани, на второй день Гаита (мусульманский религиозный праздник), татарская молодёжь провела литературный вечер. Трудно сказать, что имело значение – праздник или большая жажда к таким вечерам, но к 8-ми часам вечера зал Биржы был переполнен….. Хор исполнил песню «Тәфтиләү”, пробуждающую у всех глубокие чувства».
«2 января 1908 года в зале Купеческого собрания ислаховцами был проведён литературно-музыкальный вечер…. В первом отделении хор исполнил «Шакирдлар садасы»(голоса шакирдов). Этот хор во всех отношениях оказался лучше тех, которые выступали на предыдущих вечерах. На этот раз голоса звучали лучше, мелодия хорошо выучена, все певцы приучены смотреть на дирижёра».
Следует заметить, что отсутствие профессионально подготовленных руководителей хоров сказывалось на исполнительском уровне первых любительских коллективов. Не было хоровых обработок, участники не знали нот, учили песни на слух в один голос. Татарский писатель и драматург Ф. Амирхан с горечью отметил в одной из своих статей от 1907 года, что: «Хор пел слабо, не стройно, но когда улавливал хорошие голоса, возникала горькая мысль о том, что одарённые по природе татары не достигли того уровня воспитания, который необходим для проявления чувства прекрасного». В условиях дореволюционной России коллективное исполнение песен в хороводах у татар не получало широкого распространения. Хороводы, бытовавшие в основном в деревнях, приобрели массовый характер лишь в 30-е годы, когда коренным образом изменился облик, быт и культура татарской деревни.
Первые попытки к сочинению татарских хоровых произведений начали предприниматься ещё накануне Октябрьской революции.

В 20-е годы ХХ века композитор и педагог Султан Габяши вёл хоровое пение в Восточном(Казанском) музыкальном техникуме. Далее он возглавлял татарские самодеятельные хоровые коллективы, которые выступали на республиканских съездах и праздничных концертах, в музыкальных постановках Татарского драматического театра. В 20-е годы организацией и руководством хоров в красноармейских частях, среди учителей занимался молодой музыкант Салих Сайдашев. Дальнейшее развитие татарской хоровой песни связано с именем М.А.Музаффарова.
Уже в начале 30-х годов татарские композиторы проявили заботу о развитии многоголосного пения среди широких масс народа, с целью постепенного его внедрения и распространения; они начали с простейшего двухголосия, ограничиваясь иногда лишь его отдельными элементами. Небольшой диапазон второго голоса, единый ритмический и слоговый ансамбль, быстро запоминающаяся подголосочная мелодия и многое другое способствовали массовому распространению таких песен, не требующих особых навыков хорового пения; форма и содержание песен были близки и понятны для широкого круга любителей хорового пения – это запевно -припевное строение, введение второго голоса в основном припеве; бодрость, проявленная в маршевом характере песенной мелодии. В обработках же народных песен для многоголосного хора большое место уделялось скорым-коротким напевам типа «деревенских песен». Татарская народная музыка на протяжении веков развивалась как одноголосная, её ладовой основой является пентатоника. В соответствии с тематикой, стилевыми и композиционными особенностями татарские песни разделяют на различные жанры. Протяжные песни «озын койлэр» раскрывают, главным образом, лирические и лиро-эпические темы. Они примечательны импровизационной свободой и широтой распева, плавностью распева, движения мелодии и обилием мелодических орнаментов, опевающих опорные звуки лада. Своеобразными образцами эпического жанра в татарской музыке являются повествовательные песни- баит.

В обработках же народных песен для многоголосного хора большое место уделялось скорым коротким напевам типа «деревенских песен» и «такмаков», как более удобным для быстрого восприятия в метро-ритмическом отношении, более лаконичным по своей форме и простым по структуре.
Молодая профессиональная татарская музыка, как и музыка других народов, - выросла, питаясь соками народной музыки. Жемчужиной татарского народно-песенного творчества является протяжная песня- озын көй.Протяжная песня, созданная народом в основе своей для сольного исполнения, очень трудно поддаётся обработке для хора. Прекрасные обработки протяжных песен, таких как «Әллүки”, “Кара урман”, “Энгер-менгер”, “Зөлхиҗа” и др. сделал А.С.Ключарёв.
“Әллүки” является одним из классических примеров обработки протяжных песен. Эта песня обрела новую жизнь, со словами Г.Тукая, выдающегося знатока и ценителя татарских народных песен.
Колыбелью татарской хоровой музыки стал Ансамбль песни и танца Татарской республики, созданный в 1937г. Хоровая музыка стала широко пропагандироваться среди народа. Видные композиторы, такие как С.Сайдашев, М.Музаффаров, Дж. Файзи, А.Ключарёв, З.Хабибуллин создавали хоровые песни, обрабатывали народные песни для ансамбля песни и танца, тем самым делали большой вклад в становление и развитие хоровой музыки. Прекрасные обработки для хора сделал М.Музаффаров – “Сакмар”, “Осыпаются цветы”.
Эти обработки исполняются и в настоящее время. В обработках Музаффарова мелодия,порученная солисту, развивается свободно, а остальные голоса создают гармональный фон. Такая форма хоровой обработки позволяет проявиться богатой мелодической фигурации песни и максимально сохранить своеобразие народной песни. В дальнейшем композиторы стали смелее вносить в хоровую фактуру обработок имитационно- полифонические средства развития, которые не заслоняют народного напева.

Своеобразным эталоном художественности являются хоровые обработки А.С.Ключарёва, творческая жизнь которого долгие годы была связана с Ансамблем песни и танца. А.Ключарёв был прекрасным, тонким фольклористом, он собрал и издал два больших сборника татарских народных песен. А.С.Ключарёв написал и обработал для хора очень большое количество произведений. Среди них мы можем назвать “Новая Казань”, “Мулланур Вахитов”, “Казань- Уфа” на сл.М.Хусаина, “Дружба наша” сл. Г.Латыпа, “Весенняя песня” сл.М.Садри и многие другие. Песни Ключарёва отличаются ярким мелодизмом, они оптимистичны и жизнеутверждающи.
Дж.Файзи, автор знаменитых на весь мир “Башмачков” также был прекрасным фольклористом и знатоком хоровой музыки. Он составитель сборника народных песен. Файзи автор многих песен для хора, в том числе и детского, достаточно назвать “Карак песи” сл.М.Джалиля, “Яз җитә”, “Доченьке» сл.М.Джалиля, «Кот-воришка», «Весна идёт» сл.Ф.Карим, «Мой петух» сл. М.Джалиля и др.
Большой вклад в развитие хорового искусства сделал З.Хабибуллин, тонкий знаток и интерпритатор традиционной народной песни. Его песни «Извилистый ручеёк» сл. Н.Исәнбәтә, «Мои цветы» сл. М.Джалиля вошли в золотой фонд репертуара Ансамбля песни и танца. Много песен З.Хабибуллин написал и для детей «Бабочка и ребёнок» сл.Г.Тукая, «Деревянная лошадка» сл. Ж. Таржеманова, «Скворушка» сл.Г.Тукая и др… Несколько хороших хоровых песен написал композитор Фасиль Ахметов. Особенно удачны его четырёхголосные обработки для женского хора “Сөлге чигәм” и «Девушки» на сл.А.Баяна, «Память» сл. Р.Валеева, «Идущий впереди» для мужского хора на сл.Г.Рахима, «Белые волны» для шестиголосного смешанного хора.
Композитора всегда волнует духовный мир человека, противоборство добра и зла.

Все проблемы человеческой жизни он пытается отразить в своих произведениях.
Говоря о развитии татарского хорового искусства, нельзя не вспомнить недавно умершего профессора Азгара Абдуллина, который на протяжении всей своей жизни сделал огромное количество обработок татарских народных песен и песен композиторов Татарстана. Также большой вклад в развитие татарской хоровой музыки вложил профессор Кутдусов Д.А., который многие десятилетия неустанно пропагандирует многоголосие среди татарского народа. Именно под его руководством были записаны такие шедевры татарской хоровой музыки, как “Зиләйлүк”, “Әллүки”, “Зөлхиҗә”, «Осыпаются цветы», «Гармун» и др. произведения.
Последняя треть ХХ века характеризуется появлением новых хоровых коллективов – как в музыкальных, так и других учебных заведений. По прежнему работают хоры Государственного ансамбля песни и танца РТ и Татарского оперного театра им. М. Джалиля. хоровая культура Татарстана обогащается проводимыми с 1997 года ежегодно Казанскими хоровыми ассамблеями.
Поисками новой стилистики в татарской хоровой музыке и созданием хоровых произведений, отражающих тему связей татар с арабским Востоком в конце ХХ – начале ХIв. Нашла воплощение в хоровых сочинениях Р.Каримуллина, М.Шамсутдиновой, Р.Зарипова, С.Губайдуллиной и др.
Особое место в татарской хоровой музыке последней трети ХХ века принадлежит произведениям Ш.Шарифуллина – автора целого ряда циклических хоровых произведений, в том числе хорового концерта.
В настоящее время татарское хоровое творчество, как и вся страна в целом, переживает кризис. Профессиональные композиторы перестали заниматься жанром песни и особенно хоровой. Хоровые коллективы испытывают острый репертуарный голод.

Но, на ноте оптимизма хочется закончить свою лекцию, в надежде, что наступят лучшие времена для развития хорового искусства в нашей республике!