
Два взгляда на один урок. Урок № 2.
Тема: «Формы государства. Политический режим».
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Государство. Формы государства. Политический режим».
Задачи:
• определить значение основных понятий темы: государство, форма правления, форма территориального устройства, политический режим, политика, республика, демократия, правовое государство;
• развивать умения учащихся по поиску, обработке и структурированию информации; работать с обществоведческими понятиями, формулировать собственные суждения и аргументы, применять знания в решении познавательных задач; развивать навыки интерактивного взаимодействия в группе;
• воспитывать политическую культуру учащихся.
• развивать умения анализировать, аргументированно высказывать свои суждения, делать выводы, использовать приобретенные знания в решении конкретных задач, работать в группе.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудованеие: УМК, интерактивная доска, ноутбук,колонки.
Целевая аудитория: ученики 9кл.
Ход урока:
Орг. Момент. Ребята, сегодня у нас обобщающий урок по теме Формы государства, полит режим. По ходу повторения мы будем заполонять кластер центром которого будет понятие государства, кластер а лучами- те основные понятия, которые его сопровождают и которые вы будете повторять. Сегодня вы будете работать в группах.
Мотивация.
Обратите внимание на эпиграф к уроку. Он взят из стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин». И на проблемный вопрос: Какое государство- Россия? Докажите, что Россия- демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, ответ на который вы дадите в конце урока.
Учитель: Государство занимает центральное место в политической системе общества. Оно выполняло и выполняет ряд общественно значимых функций в обществе, использует имеющихся возможности для политического, экономического и духовного и социального развития страны.,т.о охватывая все сферы общественной жизни.
Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Форма государства состоит из трех основных элементов, а именно: формы государственного правления, формы государственного устройства, формы государственного (политического) режима. Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.
Прежде чем мы перейдем к ответу на наш проблемный вопрос, давайте вспомним основные понятия, относящиеся к теме.
1)Понятие государства в широком и узком смысле слова.
В широком-это страна. В узком- совокупность государственных органов. Таким образом, Государство — организация политической власти, осуществляющая управление обществом.
Государство — совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества.
2) Какие теории происхождения государства вы знаете.
Всю историю человечество осмысливало происхождение государства. Сложилось несколько теорий. Учитель знакомит учеников с теориями происхождения государства.
3) назовите признаки государства.
Единство территории- государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определенной территории
Создание законов- только государство обладает исключительным правом издавать законы
Публичная власть- специальный аппарат, включающий органы принуждения. Ее особенность- распространяется на все население страны.
Суверенитет- верховенство государственной власти внутри страны, независимость от других на международной арене.
Налоговые сборы — обязательные платежи в пользу государства.
4) выделите функции государства.
В нашем кластере получилось
Выделяют три основных элемента в форме государства, какие? Какие мы можем задать к ним вопросы? Какие формы правления можете назвать?
Назовите три формы государственно-территориального устройства?
Какие политические режимы мы разбирали?
Ответ: Государство всегда имеет определенную форму. Эта общая форма складывается из трех частей: формы правления (кто правит? В чьих руках верховная власть?) , фор¬мы территориально-государственного устройства (внутреннее строение государства, отношения между государственной властью и территориальными единицами) и поли-тического режима (как правит? Какими методами?). Ответ: монархия (абсолютная и ограниченная – парламентская и дуалистическая) и республика (президентская, смешанная и парламентская)
Вернемся к проблемному вопросу. Для того, чтобы ответить на него вы работаете в группах. У вас на столах тексты основного закона нашей страны-Конституции. 1 группа опираясь на текст Конституции и знание темы находит форму правления РФ ,заполняет мини кластер. Кто правит, указывая статьи. Ст 1,3,10,11,80.
Форма правления: республика
Кто правит: источником власти является ее многонациональный народ ст.3
Разделение властей на: законодательную, исполнительную, судебную. Ст.10
Законодательную власть представляет Федеральное собрание- парламент , исполнительную- правительство РФ, судебную суды РФ.
Государственную власть осуществляет: Президент РФ ст.11
Вторая группа находит в конституции какое территориальное устройство имеет Россия ст1,5,65,66
Россия имеет федеративное устройство.ст.1
Она состоит из: республик , краев, областей, городов федерального значения, автономной области ,автономных округов- равноправных субъектов РФ.ст.5
В составе РФ находятся субъекты (перечислить) ст. 65
Статус субъекта определяется Конституцией РФ.ст.66
3я группа определяет какой политический режим в нашей стране.
Ст 1,3,32,33,
РФ- демократическое правовое государство. Ст.1
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через органы госуд власти .ст.3
Граждане РФ имеют право принимать участие в управлении государством как непосредственно, так и через представителей.ст.32
Граждане РФ имеют демократические права и свободы.гл.2
Вывод: политический режим демократический.
А теперь докажите мне что Россия правовое государство, опираясь на признаки правового государства, которые лежат у вас на столах.
Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Основными признаками правового государства являются:
• верховенство закона во всех сферах жизни общества;
• деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
• взаимная ответственность личности и государства;
• реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
• политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;
• стабильность законности и правопорядка в обществе.
Ответы детей: Ст.1,2,народ участв в управлении гос ст 32,33,разделение властей ст 10,признается идеологическое многообразие ст13,свобода выбора религии 14, политические прав и свободы.
Т.о мы с вами доказали, что РФ это см ст 1 Демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, ответили на проблемный вопрос, поставленный перед вами в начале урока. Посмотрите на наш кластер по нему видно, какие основные понятия мы повторили и обобщили на нашем уроке.
Я бы хотела обратить ваше внимание на еще одну важную составляющую этого понятия –гражданство. Что означает быть гражданином страны? Вернулись к эпиграфу. Иметь права и обязанности. А какие права и обязанности вы можете назвать, опираясь на знание Конституции ?их можно подразделить на личные, социальные, экономические , политические .И закончить наш урок я хочу притчей.
Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой.Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал ее рыдания. А затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил ее:
Вы так убиваетесь — похоже,что скорбите не впервой?
– Так оно и есть. Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор.После от них же погиб мой муж. А теперь погиб и мой сын.
– От чего же вы не покинете эти места?- спросил Конфуций.
– Здесь нет жестоких властей.- ответила женщина.
Вопросы к рассказу:
1. Какой вывод из этого разговора сделал Конфуций?
2. Сформулируйте мораль притчи. (Жестокая власть в государстве -хуже тигра)
Поскольку у нас демократический политический режим, а это подразумевает, что народ принимает участие у управлении государством, то вы через несколько лет уже сможете принимать участие в управлении государством. То от вас зависит будущее нашей страны, какое государство у нас будет. Напутствие.
Ребята вы должны отлично
законы государства знать,
как граждане должны вы лично,
законы эти соблюдать
Все силы Родине отдайте
Опорой будете во всем
Свое гражданство оправдайте
Быть гражданином – это долг
И вы не будьте бесполезны,
Когда полезным можешь быть!
Быть настоящим гражданином
Долг нашей родине служить.
Пусть вы еще 9 класс,
Страна надеется на вас.
Домашнее задание. Поскольку вы люди думающие, напишите эссе-сочинение -рассуждение по теме:
"Лучшее государственное устройство для любого народа - это то, которое сохранило его как целое" М. Монтень.
Клише для выполнения домашнего задания:
Автор хотел сказать своим высказывание что…..
Я понимаю высказывание автора так…
Из курса обществознания мы знаем что ( понятия)..
В жизни мы видим что…
Я считаю, что…(свое менее)
Таким образом…(краткий вывод)
Задание 1 группе: опираясь на текст Конституции и знание темы, найдите форму правления РФ. Кто правит? указывая статьи. Ст 1,3,10,11,80.
Форма правления:
Кто правит: ___________________________________________ст.3
Разделение властей на: ________________________________________. Ст.10
Законодательную власть представляет ____________________________________,
исполнительную- _________________________,
судебную _____________________.
Государственную власть осуществляет: ________________________ ст.11
Вывод: форма правления__________________________.
Задание 2й группе: найти в Конституции - какое территориальное устройство имеет Россия ст1,5,65,66
Россия имеет _________________________________.ст.1
Она состоит из: ____________________________________________________________________________________________________________________.ст.5
В составе РФ находятся субъекты __________________(перечислить) ст. 65
Статус субъекта определяется _____________________________ст.66
Вывод: территориальное устройство- ___________________.
Задание 3й группе: определить, какой политический режим в нашей стране.
Ст 1,3,32,33,
РФ- _________________________________________. Ст.1
Народ осуществляет свою власть __________________________________________________________ст.3
Граждане РФ имеют право ______________________________________________________________.ст.32
Граждане РФ имеют ____________________________ права и свободы.гл.2
Вывод: политический режим _______________________________.
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
урок Формы государства 1.ppt | 2.26 Мб |
- Захарова Рада Александровна's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев