SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

В.Афонская: «Лучший учитель года» дает прекрасную возможность заявить миру о себе»

IMG_4851_m

Конкурс профессионального мастерства «Лучший учитель года» становится все более престижным и востребованным в педагогическом сообществе Казани. Конкурс помогает не только выявить лучших из лучших, но и позволяет распространить положительный педагогический опыт в профессиональном сообществе. Титул «Лучший учитель года» дает его обладателю хороший шанс заявить о себе не только в Казани, Татарстане, но и по всей России. О нововведениях в городском этапе конкурса нынешнего года, уровне подготовки его участников и основных критериях оценки жюри читателям KZN.RU рассказала заместитель начальника Управления образования Казани Валентина Афонская.

МОЛОДЫМ УЧИТЕЛЯМ НЕ СТРАШНЫ КОНКУРСНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Валентина Александровна, расскажите об участниках профессионального конкурса этого года. Как вы оцениваете уровень их подготовки?

В.А.: В этом году в городском туре конкурса приняли участие 67 педагогов. Радует, что с каждым годом конкурсная активность учителей растет. Если в прошлом году в районных турах конкурса приняло участие 350 человек, то в этом году их стало уже 400. Причем средний возраст конкурсантов помолодел на целых 4 года: в прошлом году он составлял 39,5 года, а в этом году – 35,8 года. Самому молодому педагогу-участнику было 23 года, а самому возрастному - 44 года.

В конкурсе принимало участие немало молодых учителей, которые очень грамотно и убедительно, наравне с опытными педагогами представляли свою систему работы. И, безусловно, молодость – это еще один плюс для педагога: ученики в нем видят человека своего поколения, что способствует быстрому установлению доверительных отношений.

Как вы думаете, что стало причиной «омоложения» конкурсантов?

В.А.: Я думаю, что во многом этому способствуют гранты, которые успешно реализуются в нашей республике. Молодые люди, пройдя через такие программы, чувствуют себя более уверенно в конкурсах профессионального мастерства Их не страшат конкурсные процедуры.

К примеру, у нас есть республиканские гранты «Наш молодой учитель», в котором могут участвовать студенты и выпускники вузов, грант «Наш лучший учитель», который вручается учителям-профессионалам, имеющим опыт работы. Гранты, безусловно, позволяют молодому специалисту получить бесценный опыт, который он сможет применить для своего дальнейшего профессионального развития. Думаю, это очень важно.

УЧИТЕЛЯ ОБЖ ОТРАБОТАЛИ НА «5 С ПЛЮСОМ»

А какие новшества введены в конкурс этого года?

В.А.: Для начала скажу, что в Год математики у нас появились новая номинация – «Лучший учитель математики», в также один раз в два года проводилась номинация «Лучший учитель ОБЖ». Номинация «Лучший учитель ОБЖ» для нас не менее значима. Мы уверены, что учить детей жить в современном мире, не нарушая гармонии природы, вести себя безопасно нужно со школьной скамьи. Безусловно, эта номинация удалась: все 8 участников – преподавателей ОБЖ – отработали конкурсные задания на «пять с плюсом».

Для справки: Городской педагогический конкурс 2014 года проходил по 7 номинациям: «Лучший учитель-предметник гуманитарного цикла», «Лучший учитель-предметник естественнонаучного цикла», «Лучший учитель математики», «Лучший учитель татарского языка», «Лучший учитель ОБЖ», «Лучший классный руководитель», «Лучший воспитатель дошкольного образования».

УЧИТЕЛЯ СТАЛИ ЦИФРОВЫМИ АБОРИГЕНАМИ

А процедура самого конкурса претерпела какие-либо изменения?

В.А.: Нет, здесь особых изменений нет: учебное занятие, на котором учитель дает открытый урок с незнакомым классом, методический семинар, на котором презентует свой методический опыт, разговор с учащимися и разговор с родителями. Десятка финалистов дополнительно принимала участие в дискуссиях, проводила мастер-классы.

А что это за дискуссии и мастер-классы? Чем они интересны?

В.А.: Дискуссии велись на самые различные темы. Для каждой группы финалистов были предложены актуальные темы: «Свободное время школьников: приоритет школы или семьи?», «Учитель-ремесленник и учитель-мастер – кто нужнее школе?», «Виртуальная образовательная среда: плюсы и минусы. Взгляд учителя».

Например, дискуссия о роли учителя в современной школе. Учителя задумались, кто важнее: ремесленник, который день ото дня выполняет рутинную работу, но добивается высоких результатов, или мастер? В результате педагоги пришли к выводу, что школе нужны и учителя-ремесленники в хорошем смысле слова, и, безусловно, мастера, ведь без них развитие школы невозможно. С другой стороны, каждый ремесленник, набирая огромный багаж умений, обязательно превратится в мастера.

Начальник Управления образования Казани Ильсур Хадиуллин, который выступал модератором дискуссии о виртуальной образовательной среде, предложил участникам обсудить интересный вопрос: «Кто вы? Электронные аборигены или электронные мигранты?»

И кем же в большинстве своем являются наши учителя?

В.А.: Наверное, все-таки аборигенами. Сейчас учитель широко использует цифровые образовательные ресурсы и чувствует себя уверенно с той современной техникой, которая имеется в школе. Благодаря хорошему компьютерному оснащению школ и наличию системы электронного образования учитель постоянно «варится» в виртуальном образовательном пространстве. Конечно, это не то, что было 10-15 лет назад …

Кстати, в этом году наряду с дискуссиями был интересный мастер-класс: «Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими». Участники конкурса не просто обсудили теоретические аспекты данного вопроса, но и показали на практическом примере, как творчество учителя на уроке может сделать сложный материал простым и доступным для понимания ребенка.

А какое у нас в этом году жюри конкурса?

B.А.: «Большое» жюри, которое занималось непосредственно оценкой финалистов конкурса, состояло из именитых и известных в научных и педагогических кругах людей. Жюри возглавил профессор КФУ Зямиль Нигматов, он, кстати, математик. В этом году - Году математики в РТ был сделан акцент на математическом образовании в школе.

По каким критериям оценивается лучший учитель года?

B.А.: Критерии были самые различные. Жюри, например, интересовала технологичность учебного занятия. Поясню, что это означает. Занятие технологично, если позволяет  увидеть применяемую педагогом технологию (ее элементы) или техники и при желании  каждый должен иметь возможность использовать эту технологию в своей практике.

Что еще было важно для оценки конкурсантов?

B.А.: Жюри оценивало, как учитель работает с электронными образовательными ресурсами. Оборудование, которым оснащены школы, должно постоянно находиться в работе. Конкурс еще раз доказал, что наши учителя в независимости от опыта в совершенстве используют все доступные электронные ресурсы.

Безусловно, учитель – это всегда образец культуры речи. Очень порадовало, что это продемонстрировали не только учителя гуманитарных дисциплин.

А в чем заключалась сложность испытаний «Разговор с учащимися» и «Разговор с родителями»?

B.А.: Дело в том, что в ходе первого испытания ученики сами определяли тему разговора. Участник конкурса должен был быстро сориентироваться и организовать такую дискуссию, которая бы вовлекла детей в разговор. Здесь от преподавателя требовалось умение расставлять акценты и быть интересным собеседником для незнакомого ему класса. Получается, работу учителя здесь оценивало не только жюри, но и сами ученики.

При разговоре с родителями педагогам необходимо было установить доверительные отношения с родителями. Здесь обсуждались очень серьезные темы, на которые родителям самим сложно порой найти ответы.

МОЛОДЫЕ ПЕДАГОГИ-МУЖЧИНЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ В ШКОЛУ

Несколько лет подряд в городском конкурсе побеждают молодые учителя-мужчины. Как вы оцениваете эту тенденцию?

В.А.: Тенденциям, как правило, свойственно быстро меняться. Конкурсантов оценивают с разных позиций несколько групп жюри – сначала районное, потом малое предметное, потом большое… И если мнения этих людей совпадают, то это говорит о том, что данный опыт ценен не только для конкретно этого человека, но и для всей системы образования Казани. И гендерный подход здесь не играет особой роли.

То, что в последние годы первые места в конкурсе занимали мужчины – важный показатель возвращения мужчин-специалистов в нашу профессию. Это не может не радовать. Ведь миссия учителя-мужчины в школе – это не только знания, но и создание определенной модели поведении, которая послужит примером для ребят. Герой Советского Союза Руслан Аушев говорил, что главная миссия мужчины сделать так, чтобы окружающие его люди – женщины, дети, пожилые люди были счастливы. Учитель-мужчина в школе, пожалуй, и является этим прототипом.

КОНКУРС УЧИТ ДОСТОЙНО ПРОИГРЫВАТЬ

Чему, по вашему мнению, учит этот конкурс, и какие стимулы он дает победителям?

В.А.: Я сама была призером конкурса «Лучший учитель года» и могу с уверенностью сказать, что человек, который входит в конкурс и выходит из него, это два совершенно разных человека. Это профессиональное соревнование дает возможность, во-первых, сравнить себя с другими и, во-вторых, сделать переоценку своих знаний, поставить новые цели.

Конечно же, конкурс учит достойно проигрывать. Возможно, в отношении профессионального конкурса так говорить нельзя. Ведь если человек приходит на конкурс с одной идеей, а уходит с 67 (количество идей равно количеству участников, прим.авт.), то проигрышем это вряд ли можно назвать.

Конкурс – прекрасная возможность предъявить профессиональному сообществу свои наработки и получить их экспертную оценку. В конце концов, понять: «Правильно ли ты двигаешься вперед?» Это, безусловно, очень важно.

Конечно, наши победители – это не только достойные учителя, они успешно продвигаются и по карьерной лестнице, растет их профессиональная категория. Это кадровый резерв будущих руководителей. Конкурс вообще дает возможность заявить профессиональному миру о себе. Главное, чтобы идеи педагога могли быть воплощены в действительности, а не сводились просто к эмоциональному рассуждению.

Отдельно хотелось бы отметить, что в этом году увеличилась количество организаций, которые стали  партнерами и спонсорами конкурса. Отрадно, что все 67 педагогов получили памятные ценные подарки. Ведь каждый из них уже является победителем районного этапа.

КОНКУРС КАК СПОРТ ВЫСОКИХ ДОСТИЖЕНИЙ

И все-таки, что нужно, чтобы стать лучшим учителем года? В чем секрет успеха на конкурсе?

В.А.: Конкурс предполагает огромную работу как самого участника, так и коллектива школы, отдела образования и методической службы. Но помимо этого всегда нужна определенная доля везения.

Конкурс - это как спорт высоких достижений: сначала учитель представляет школу, потом район, потом город на республиканском этапе и республику на федеральном. Мы очень надеемся, что в этом году победители городского этапа будут и в числе победителей республиканского.

(KZN.RU, 26 февраля, Таисия Башаркина)