SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Презентация к уроку в 6 классе на тему "Повторение пройденного в 5 классе по теме "Имя прилагательное""

ХОД УРОКА:
1. Организационный момент. - Приветствие (сигнал тишины) HI! Five!
Приветствие, эмоциональный настрой на урок.

2. Работа с эпиграфом: Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!

- Скажите, ребята, какая часть речи может себя так охарактеризовать? (Имя прилагательное)
- Сегодня мы с вами вспомним, что же это за часть речи и какие особенности у нее есть.
Запись в тетради числа, темы, сообщение целей урока.
- Взгляните на улицу! Какое сейчас время года? (Зима)
- Одно из самых живописных времен! Сколько картин было написано о нем, какая прекрасная музыка была посвящена этому времени года! Конечно же, именно в описании этого сезона нам с вами встретится много прекрасных прилагательных. Так давайте же последуем за главным мастером зимы – морозом!
А поможет нам с вами в этом музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года. Зима. Декабрь. Святки».

1) Шаг первый. Находим прилагательные (встать в группы) - Mix Pair Share — звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету.
- Встаньте, задвиньте стульчики. Вы должны будете встать в группы по столько человек, сколько прилагательных в предложении:
Белые снежинки робко касаются земли (1). Неспешно, словно сонные мухи, они постепенно покрывают дорогу тонким слоем (2). Тонкие ветки осенних деревьев приобретают надежную защиту под ледяным покровом и снегом (4).
Земля бела, как чистый лист, на ветках иней серебрист (3). Зима – это торжественный бой курантов, вера в чудеса, это светлые планы и добрые мечты (3).

2) Шаг второй.
-Сейчас вы будете работать на зелёных листочках самостоятельно. Ученик 2 раздаёт всем в своей группе. Выполняется структура A/R Guide
1. Поработайте над этим заданием самостоятельно.
2. В столбике "до" поставьте "+", если вы согласны с утверждением, или "-", если вы не согласны с утверждением.
3. Чтобы принять решение, учитывайте свой опыт и знания.
4. Давайте прочитаем текст в учебнике на с. 111
5. Теперь, после завершения чтения, ещё раз прочтите все утверждения
6. В столбике "после" поставьте "+", если вы согласны с утверждением, или "-", если вы не согласны с утверждением.
7. Изменилось ли ваше мнение? Как?

3) Шаг третий.
- Теперь, когда вы вспомнили особенности прилагательного как части речи, давайте его охарактеризуем !
Возьмите листы бумаги, сложите (показываю, как). Обведите получившиеся линии (пример на доске). А теперь заполните таблицу признаками/не признаками и примерами/антипримерами.
- Что у вас получилось?

4) Шаг четвертый.
- Давайте вспомним, как же определять род, число, падеж прилагательных –( куиз куиз трейд (опроси, опроси, поменяйся карточкой)).
- Возьмите карточки со столов. Прочитайте, что там написано. Определите по плану падеж, число, род, форму и синтаксическую роль прилагательных, которые встретились вам в этом предложении.
Откройте листочек полностью и проверьте себя.
- А теперь проверьте вашего партнера по плечу. Обменяйтесь карточками, как только сосед назовет все верно. Если он затрудняется, помогите ему.
- А теперь! Внимание! Встаньте! Задвиньте стульчики!
Выйдите в центр класса. Когда музыка остановится, покажите карточку вашему ближайшему соседу и попросите его определить признаки прилагательных. Если вы оба назвали все верно, обменяйтесь карточками. Если появились затруднения, помогите друг другу.
- Что у вас получилось? (несколько человек ответили)
- Молодцы! Присаживайтесь!

5. Шаг пятый.
- Вы отлично справились с заданием! А теперь посмотрите на доску (также у вас на столах лежат распечатки). Это картина известного уже вам художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Зимний пейзаж. Оттепель», написанная в 1890 году. Написание картины «Зимний пейзаж. Оттепель» связано непосредственно с поездкой художника на Волгу. Мы видим зимний мир, который покрыт и укатан белоснежным снегом. Но золотое небо на горизонте говорит о том, что пришла оттепель, и весна идет. Но зима не спешит покидать свои завоеванные просторы, и снег пока только тает возле мостика над рекой.
- Какие ощущения вызывает у вас эта картина? Какими словами могли бы вы ее описать?
- (Round Table) Сейчас каждая команда за 1 минуту должна как можно больше вспомнить прилагательных, связанных с описанием зимы на этой картине. Запишите все эти слова на одном листе. Передавайте листочек по кругу!
- У кого сколько получилось? (те, у кого больше всех слов, зачитывают)
- Молодцы, ребята! А теперь пусть каждый составит в тетради небольшой текст из 5-6 предложений, используя прилагательные, что вы назвали. У вас есть пять минут. На следующем уроке я проверю письменно ваши работы.
(зачитываются две работы)

6. Шаг шестой. Русский язык веками копил свое богатство, яркие средства выразительности, красочные определения… Но лучше всех представить историю и опыт народа помогают устойчивые выражения. Давайте вспомним пословицы и выполним задание! (на доске части пословиц, надо соединить их верно).
- Что получилось?
- Скажите, ребята, а как вы понимаете пословицу «мал золотник, да дорог»? Знаете ли вы, как появилось это выражение?
С давних пор на Руси так говорят о человеке, внешне не очень заметном, но имеющем много скрытых достоинств, хороших качеств.
Золотник – старинная русская мера веса (немного больше четырех граммов). Золотником называлась и гирька такого веса. Эта мелкая весовая мера употреблялась для взвешивания драгоценного металла – золота, вот почему она названа золотником.
Именно поэтому буквальный смысл поговорки связан с малым, но дорогим количеством, измеряемым, как говорят, “на вес золота”.

- Творческое (домашнее) задание.
А приходилось ли вам встречать в своей жизни такого человека, к которому можно было бы применить эту поговорку? Напишите об этом. Для характеристики используйте краткие прилагательные: скромен, трудолюбив, настойчив, талантлив и другие.
7) Шаг седьмой. Вы отлично сегодня поработали! Но это еще не все, впереди очень важный шаг! Пусть каждый сам оценит свою работу на уроке «смайликами», лежащими у вас на столах.
8) Ребята! Все отлично, но мы с вами так заработались, что потеряли несколько «зимних» прилагательных. Давайте вернем их в стихотворения. Это будет вашим выходным билетом с сегодняшнего урока.

- В конце урока выполняется структура "Билетик на выход". Задания:
а. Вставить пропущенные прилагательные:

Новогодние деньки

Новогодние деньки!
Снег морозный, колкий.
Загорелись огоньки
На пушистой ёлке.

Шар качнулся расписной,
Бусы зазвенели,
Пахнет свежестью лесной
От смолистой ели.

За окном мороз рисует

За окном мороз рисует
Кружевной рисунок свой,
Закружил декабрь белый
Новогодней кутерьмой.

В доме пахнет свежей хвоей,
В доме чисто и светло —
Значит, праздник новогодний
Время нам встречать пришло!
(А. Войт)

9) Спасибо всем за урок!

Прикрепленный файлРазмер
прилагательные_повторение.ppt1.48 Мб