SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Урок по теме: Конституция РФ – основной закон страны.

84

Тема:
Конституция РФ – основной закон страны.
Тип и форма урока:
Урок изучения нового материала с элементами технологии критического мышления и проблемного обучения.
Цель: создать условия для осознания учащимися значения Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, для формирования знания текста основного закона страны.
Задачи:
• формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;
• развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, ее многонациональный народ, являющийся единственным источников власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;
• развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов реализации;
• способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;
• формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия общающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности; мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.
Образовательные ресурсы:
Символика Российской Федерации, Конституция России, мультимедийное оборудование с презентацией по теме «Конституция России», аудиоаппаратура
Умения и навыки развития личности:
1. Характеризовать конституцию как основной закон государства.
2. Характеризовать право человека, ребёнка.
3. Объяснять особенности правового статуса гражданина России.
4. Классифицировать конституционные права граждан.
5. Знать основные понятия, составлять эссе по теме.
Оборудование:
• Интерактивное оборудование
• проектор;
• компьютер;
• текст Конституции РФ у каждого ученика.
Ход урока.
Актуализация темы.
Эпиграф: «Поэтом можешь и не быть, а гражданином быть обязан»Н.А..Некрасов «Поэт и гражданин»..
Проблемный вопрос: Что означает быть гражданином России?
Учитель:. перед изучением темы мне стало интересно, какими начальными знаниями по ней обладают ваши ровесники, ученики 9кл. и вот как они ответили на вопросы. Слайды1-4.Многие отрыто выражают свое мнение, но меня зацепило что они не знают название основного закона нашего государства и обратите внимание на комментарий «Стыдно не знать этого..» Исходя из последнего вопроса, постарайтесь определить тему нашего урока..Оценивая данные опроса, нетрудно догадаться о низком уровне правовой культуры уч-ся. На нашем уроке мы с вами постараемся этот уровень повысить, анализируя содержание нашей Конституции и практически поработать над текстом основного закона РФ. Слайд 5 Работать сегодня вы будет в группах.
Обратите внимание на эпиграф. И на проблемный вопрос, на который вы должны ответить в конце урока.
Что вы знаете о Конституции? Начнём с понятия «Конституция». Конституция – (от лат. «устройство») – это основной закон страны, определяющий её общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Давайте проверим правильно ли вы ответили, у вас открыты учебники на с 90 найдите определение. По ходу урока мы будем составлять кластер, центром которого будет Конституция, лучи- основные понятия, изучаемые на уроке. Слайд 6
- а что вы знаете из курса истории о создании Конституции в России?

Первый этап конституционного развития в России:
Принятие в советском государстве Конституции РСФСР 1918 года. Она закрепила федеративное устройство России, юридически оформила диктатуру пролетариата, а потому имела идеологизированную (классовую) направленность, что проявлялось в лишении избирательных прав непролетарских слоев населения;.
Второй этап:
Ознаменован Конституцией РСФСР 1925 года. Юридически закрепила статус России как союзной республики в составе СССР. Главной задачей государства называла подавление буржуазии и построение коммунизма.
Третий этап:
Связан с принятием Конституции РСФСР 1937 года. Новая Конституция декларировала завершение строительства основ социализма. Экономической основой строя объявлялись социалистическая система народного хозяйства и социалистическая собственность на средства производства. Закреплялось руководящее положение в обществе Коммунистической партии. Вводились обязательное 8-классное образование, бесплатная медицинская помощь населению, 7-часовой рабочий день, всеобщее избирательное право.
Четвертый этап:
В конституционном развитии России очерчен Конституцией РСФСР 1977 года. Научным коммунизм провозглашался официальной общегосударственной идеологией, закреплялась руководящая роль КПСС в политической системе.
Пятый этап:
Оформление Конституции Российской Федерации, принятой на Всероссийском референдуме 12 декабря 1993. Причины разработки и принятия новой Конституции:
Изменения в обществе после 1991 года
1. Отказ от монопольного положения КПСС;
2. Закрепление принципа разделения властей;
3. Введение института президентства;
4. Распад СССР и преобразование ряда автономных областей в автономные республики – субъекты Российской Федерации.
Кластер: историческая справка
Давайте мы с вами познакомимся со структурой этого документа. У вас на партах есть тексты конституции, но поскольку мы живем в век информатизации и бывает что нам нужно срочно уточнить какой то вопрос а текста под рукой нет ,тогда мы можем зайти на сайт конституции. САЙТ: структура из чего состоит?
Работа с сайтом.
Кластер : структура
3. прочитайте преамбулу-вступление .Какие общечеловеческие ценности определяет Конституция? их можно подразделить на:
Слайд7.
1. Вера в добро и справедливость — нравственные ценности.
2. Утверждая права и обязанности человека – ценности демократии.
3. Возрождая… государственность «России и утверждая незыблемость ее демократической основы» - ценности демократии.
4. «Что память предков; передававших нам любовь и уважение к Отечеству» - ценности патриотизма.
5. «Сознавая себя частью мирового сообщества» - ценности международного сотрудничества.
«Утверждая… гражданский мир и согласие» - ценности социального мира
кластер ценности
Основные признаки Конституции

Отличие Конституции от других законодательных актов. В отличие от остальных законов Конституция:
Закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти;
Является основным источником права, служит базой для текущего законодательства;
Обладает высшей юридической силой;
Отличается стабильностью;
Характеризуется особым порядком принятия и изменения.
кластер особенности Конституции
5. А сейчас мы будем работать с текстом Конституции и учебника. Задание группам. когда мы говорим о правах оборотной стороной является ответственность.
Из главы 1 Права и свободы.
1гр- выделяет права гражданина
2гр.- обязанности гражданина
3гр-классификацию основных прав и свобод.

Права и свободы

Личные

Социальные

Культурные

Экономические

Политические

Что означает понятие правовой статус гражданина? А вы все являетесь гражданами?(Совокупность прав и обязанностей) Посмотрите еще раз на эпиграф уже другими глазами о чем он?(о правах и обязанностях гражданина).Т е наряду с правами вы все несете ответственность за свои поступки и обязаны следовать законам.
кластер права, свободы и обязанности граждан
5.Возарщаемся на сайт Конституции. Помимо структуры мы можем увидеть несколько ссылок. Нас сегодня интересует государственная власть. На след уроке вы будете говорить о ней подробнее о системе разделения властей и правовом государстве. На этом я хочу познакомить вас с практической стороной вопроса. В жизни бывают разные ситуации, вы имеете право обращаться в органы государственной власти, в том числе и президенту. Это ваше конституционное право.
6. Продолжаем работу в группах с правовым источником-Конституцией. Сейчас в будете составлять мини кластеры о государственной власти..
7. -1 группа работает с главой 5 «Федеральное собрание». Ст102-103
Задание: Заполнить схему «Структура и полномочия Федерального собрания». 3
- 2 группа работает с главой 4 «Президент РФ».
Задание: Составить схему «Полномочия Президента».

- 3 группа работает с главой 6. «Правительство РФ» ст 114
Задание: заполнить схему «Полномочия правительства». кластер федеративное устройство, президент , правительство
8.Итог:Посмотрите на наш кластер -он стал заполняться, но еще не до конца, изучение этой темы вы продолжите на след уроках. По нему наглядно видно какие вопросы мы рассматривали на уроке. Еще раз вернемся к проблеме: что значит быть гражданином России.
• Иметь российское гражданство
• Иметь гарантированные права и свободы
• Иметь обязанности по отношению к государству.
9.Домаш задание: параграф 11, продолжить работу в группах по составлению мини кластеров по государственной власти в РФ.
В 2013 году российской Конституции исполнилось 20лет, и в стране отмечали это событие, в школе прошли парламентские уроки классные часы. И я хочу обратиться к вам с таким воззванием.

Ребята вам должно быть стыдно о Конституции не знать.
Уже ль Отечеству обидно, ну хватит спать пора вставать
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать...
Все силы родине отдали
Опорой были бы во всем
Свое гражданство оправдали
Быть гражданином – это долг
И вы не будьте бесполезны,
Когда полезным можешь быть!
Быть настоящим гражданином
Долг нашей родине служить.
Пусть вы еще 9 класс,
Страна надеется на вас.

Прикрепленный файлРазмер
Конкурс -2014 - урок Конституция.pptx4.32 Мб