SMI.KAZANOBR.RU

Размышления на тему формирования гражданственности и патриотизма в современной школе.

HjLDFwbe_y4

Размышления на тему формирования гражданственности и патриотизма в современной школе.
Современное общество динамично меняется, и не всегда эти измерения несут положительную направленность. Разве мы могли когда- нибудь представить себе, что ученик может нахамить учителю, поднять на него руку, и даже убить? Последний случай шокировал нашу общественность. Но проблему надо искать не в психологических особенностях того или иного случая. Проблему надо искать в самом обществе. Не случайно мы все чаще стали замечать упадок нравственности, гражданственности, патриотизма. Дети позволяют себе высказывания о потребности жить за границей, по - сути, отдавая ей силы и знания, полученные в нашей системе образования. Да, с глобализацией не поспоришь, мир становится единым экономическим, политическим и культурным пространством. Однако как тогда быть с патриотизмом? С любовью к Родине, долгом перед Отечеством? Как быть с поддержкой государственности?
На сегодняшний день проблема воспитания патриотизма не случайно решается на уровне государственной политики, нуждается в совершенствовании, соответствуя новым реалиям. Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении на форуме патриотического воспитания молодежи отметил: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и этот фундамент- патриотизм. Ничего другого мы не придумаем: только уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов. Чувство патриотизма закладывается в детстве, в семье и в школе, и нам необходимо в полной мере использовать образовательный лучший опыт, которой был и в Российской империи и Советском Союзе. Нам нужны новые живые формы воспитания патриотизма».
Вспомним те ресурсы, ценности, которые были сформированы в людях старшего поколения советской образовательной системой. Мощность государственной машины работала на формирование патриотизма граждан. И это ей удавалось успешно. Я считаю своей приоритетной задачей - формирование гражданственности и патриотизма. Это именно та сила, которая сможет сплотить, консолидировать наше общество на идее народного единства. Не случайно, как мы знаем из курса Отечественной истории, во времена тяжелых потрясений наш многонациональный народ сплачивался перед лицом внешней угрозы, являл собой единое целое, не много наций и народностей каждая сама по себе, а именно единый народ, способный идентифицировать себя как россияне. Я считаю, что основы гражданственности и патриотизма закладываются дома, в семье, но на более глубоком уровне их можно ин нужно формировать в школе. Школа всегда была на самых важных рубежах становления государственности. А уроки истории и обществознания не могут быть не патриотичными. Они несут высокий воспитательный потенциал, должны затрагивать чувства ребенка, потому что воспитать патриотизм можно только через разум, но и через душу ребенка, затронуть чувствительные струны души сейчас все сложнее, учитывая ту лавину информации, которая хлынула на общественность. Поэтому научить ребенка ориентироваться в этой лавине, одна из задач технологии критического мышления, которые я использую на уроках. Дети
глубоко зависимы от интернета и соцсетей, значит надо выходить и туда, ведь современный учитель должен использовать все ресурсы образования, в том числе и интерактивные. Учитель должен быть там, где интересно детям, причем не идти за ними, а стараться вести их за собой.
Поскольку работа учителя не ограничивается одними уроками, то внеурочная деятельность дает простор для творчества учителя, выбора тем, направлений, не ограниченных рамками урока. Здесь в полной мере раскрывается способности и учителя и учащихся. Даже фестивали патриотической песни, воздействуя через душу ребенка, способствуют формированию гражданственности и патриотизма. Не говоря уже о таких формах как правовой ринг, парламентский час, выборы президента школы. Такая работа проводится в тесном содружестве заместителя директора по воспитательной работе, классными руководителями и учителями предметниками.
Большую роль в воспитании патриотизма играет музейная педагогика и наш музей Р.Зорге ,имя которого носит наша школа. Волнующие встречи с ветеранами и их воспоминания, поисковая работа, интервью, экскурсии, надолго останутся в памяти ребят.
Хочу отметить, что работа по формированию гражданственности и патриотизма осуществляется в системе и участниками этой системы являются и ученики и учителя предметники и родители. Такая вот педагогика содружества.
Так каким же должен быть современный учитель, чтобы реализовать все задачи, поставленные перед ним обществом?
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» говорил китайский мудрец Конфуций. Современному учителю приходится много учиться, чтобы идти в ногу со временем, применять на уроках новые педагогические технологии, использовать новые технические возможности интерактивного обучения. И при этом сохранять хорошие педагогические традиции образования, которые могут быть актуальны, и востребованы на сегодняшний день. Современная школа-это своеобразный симбиоз традиций и инноваций. А учитель это луч света, который освещает детям путь и ведет их за собой на пути к знаниям.