SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Чайка, живущая в каждом из нас

Журавлева - Жанровая

Чайка, живущая в каждом из нас

«Каждый из нас воплощает идею Великой Чайки – ничем не ограниченную идею абсолютной свободы. И потому необходимо избавиться от всего, что ограничивает». Глубокое произведение Ричарда Баха, думаю, находит отклик в душе каждого читателя. Другое дело, что не каждый читатель готов к прочтению такого. Мне кажется, что если читать историю о сыне Великой Чайки в разном возрасте, восприниматься она будет каждый раз по-новому и выводы каждый раз будут другими. Это произведение уникально, поскольку оно создается читателем: подстраивается под образ жизни и дает ровно столько, сколько ты хочешь получить.
Как часто мы подвергаемся конформному поведению? Почему мы создаем себе рамки? На эти вопросы не в состоянии ответить взрослые люди, что уж говорить о детях… Многие живут, сами загнав себя в клетку, действуя по правилам, продиктованным сверху, и не осознают собственные возможности и право на свободу! Ричард Бах сумел очень тонко и по-философски передать главные жизненные цели и направить мысли в нужное русло, ведь «любое действие начинается с воображения» и если мы можем себе это представить, то можем и сделать.
Но мне интересно это произведение еще и с точки зрения педагогики. В каждом из учеников живет чайка с невообразимой силой и потенциалом, и нужно лишь дать ей определенную степень свободы, чтобы она самостоятельно пробовала, ставила цели и воплощала мечты. Учитель, как Чианг – мудрый наставник, который помогает юным чайкам постичь себя и подвести их к тому, чтобы они, научившись, поделились свои знанием с другими. Ведь в наше время дети с большим энтузиазмом прислушиваются к советам своих сверстников, нежели учителей и родителей. «Разбейте цепи, сковывающие вашу мысль, и вы разобьете цепи, сковывающие ваше тело». Мы, учителя, должны попытаться вырастить в учениках конкурентоспособных, готовых к жизни личностей. Есть такое выражение: «Школа – это маленькая жизнь». И действительно именно в это время дети сталкиваются со всем тем, что ждет их в дальнейшем: любовь, разочарования, дружба, знания и многое другое. Нам нужно помочь им бороться и быть готовым к поражениям, которые являются неотъемлемой частью жизни каждого из нас. «Не будет борьбы, не будет и поражений», а я могу продолжить, сказав, что без поражений не будет побед. Мы должны научить детей отстаивать свои интересы и направлять их к совершенству. «Ты ничего не умеешь, пока не докажешь» - и ребята должны понимать это.
Совершенство. То, к чему, по мнению Джонатана Ливингстона, стремится каждый и это главная цель жизни – поиск совершенства. Но возможно ли его достичь? Приведут ли нас к чему-то наши поиски? Есть ли у этого маршрута конечная станция? Или же это недосягаемо, и наши действия напрасны? Однозначно то, что в данном случае важен не результат, а процесс. Именно поиск – и есть жизнь! Так же, как мечта должна быть недостижимой, чтобы постоянно заставлять нас прыгать выше головы, так и эта цель приносит нам счастье путем ежедневных поисков и попыток, достижений и открытий.
«Человек рожден для счастья, как птица - для полета» И мне хочется, чтобы каждый осознал собственную исключительность и понял, что мы можем научиться летать!
Забавная ситуация: у меня же дома я вдруг заметила и осознала слова, напечатанные на моем календаре. Это 8 правил счастливого человека и одно из них звучит так: «Счастливый человек всегда продолжает учиться». Вот она та связь, та истина: никаких ограничений – совершенству нет предела! Это подтверждение моих вышесказанных слов.
«Ты обрел знания. Одна школа закончена. Пришла пора начинать следующую». Наша жизнь ни что иное как постоянное получение новых знаний и их применение. А теперь подумайте, каково это – быть педагогом? Быть человеком, проживающим с ребятами их первые эмоции, смотреть на их взросление и влиять на их становление? Это огромная ответственность и радость. Мы можем растормошить детские чистые и светлые души, загнанные в тучи ежедневности и неизвестности и помочь не потеряться в огромном разнообразии и многогранности этого мира.
Дети на многое способны! Они могут перевернуть этот мир! Нужно лишь показать им свою веру в их талант и уникальность. Ведь они так же свободны, как чайки. А если вдруг кто-нибудь когда-нибудь подумает, что он всего лишь человек и не может летать, внутренняя чайка тихонько шепнет: «Чтобы летать, не нужны крылья. Каждый из нас находит то и следует тому, что он больше всего любит делать, независимо от того, что об этом думают другие. Мы свободны, чтобы быть такими, какими являемся». И если эти слова прозвучат в душе ребенка, то Вы, как Чианг, смогли воспитать в нем настоящего Джонатана Ливингстона, и он сможет «не прекращать обучение и настойчиво практиковаться, все ближе и ближе подбираясь к постижению невидимого универсального принципа, лежащего в основе всей жизни – принципа совершенства!»