SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Материалы к конкурсу "Лучший учитель года города Казани - 2014"

DSC_6723

Учитель начальных классов МАОУ «СОШ №141» г.Казани
Мясникова Р.И.
Урок математики в 3 классе
Тип урока: ОНЗ.
Тема урока: «Умножение на трёхзначные числа».
Основные цели:
1) тренировать способность к умению учиться;
2) тренировать способность к построению и реализации проекта выхода из затруднения;
3) формировать умение умножать многозначное числа на трёхзначное число;
4) тренировать умение письменно умножать на двухзначное число, используя распределительное свойство умножения;
5) тренировать устные вычислительные навыки табличного умножения.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) девиз урока:"Маленькие удачи - путь к большой победе"
2) карточки с числами:
3) распределительное свойство умножения
4) алгоритм умножения на двузначное число из урока № 9;
5) алгоритм умножения на круглое число из урока № 11;
6) алгоритм и опорная схема умножения на трёхзначное число:
7) образец выполнения задания в парах.
Раздаточный материал:
экраны, маркеры
1) эталон для самопроверки:
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность – тренировать в понимании значения уметь учиться;
2) определить содержательные рамки урока: умножения;
3) мотивировать к учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске карточка с девизом урока:"Маленькие удачи - путь к большой победе"
- Как вы понимаете смысл этого выражения? (любые, даже незначительные достижения приводят к успеху)
- В чём вы уже добились успеха? (Дети перечисляют некоторые, наиболее успешно изученные, темы.)
Чтобы наш сегодняшний урок закончился победой, нам необходимо понять, чего мы не знаем и самим найти способ
- А что нужно знать, чтобы узнавать новое? (Повторить, что мы уже знаем.)
- Вы будете повторять всё, что вы знаете? (Нет, мы повторим только те знания, которые нам могут помочь при открытии новых знаний.)
- Как вы будете узнавать новое? (Мы будем стараться узнавать новое самостоятельно, а я вам буду сегодня в этом помогать)
- Посмотрите на доску. (На доске карточки с числами.)
- Что вы можете сказать об этих числах? (Многозначные числа, круглые и некруглые, двузначные и трёхзначные.)
- Какие операции с многозначными числами вы умеете выполнять? (Сравнивать, складывать, вычитать, умножать.)
- Назовите пары чисел, произведение которых вы можете найти.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу с многозначными числами.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель:
1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. Зафиксировать эти способы вербально (в речи) и знаково (эталон) и обобщить их;
2) организовать актуализацию мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) предъявить индивидуальное задание для пробного действия и проанализировать его с целью выявления нового учебного содержания;
5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация знаний о распределительном свойстве умножения.
- Составьте и запишите выражение: (дети работают на экранах или в тетрадях)
первый множитель 24, второй множитель 156.
Учитель указывает на карточки с данными числами.
24  156
- Вычислите, используя распределительное свойство умножения. (Один ученик у доски с комментированием, остальные в тетрадях.)
24  156 = 24 (100 + 50 + 6) = 24  100 + 24  50 + 24 6 = 2400 + 1200 + 144 = 3600 + 144 = 3744
- Какое свойство умножения использовали? (Распределительное свойство.) Карточка со свойством вывешивается на доску.
- Сформулируйте это свойство. (Чтобы умножить число на сумму, нужно умножить это число на каждое слагаемое и результаты сложить.)
2) Актуализация знаний алгоритма письменного умножения на двузначное число и число, оканчивающееся нулями.
-Всегда ли удобна такая запись?
- Какой ещё есть способ умножения? (Письменно, в столбик.)
- Запишите выражение в столбик: произведение чисел 324 и 56.
Один ученик выполняет решение с комментированием у доски, остальные в тетрадях.
Аналогично второе выражение: произведение чисел 156 и 300.
- Что вы повторили? (умножение на двузначное число и число, оканчивающееся нулями)
-Сейчас я вам предложу задание, с которым вы еще не сталкивались, оно вызовет у вас затруднение (пробное)
Вы его выполните, чтобы понять, что вы еще не знаете.
-Возьмите планшеты, маркеры и за 1 минуту найдите произведение данных чисел
Учащиеся выполняют решение на экранах.
- Проверим результаты.
- У кого нет результата?
-Кто нашел произведение?
-Посмотрите, какие разные ответы у вас получились?
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию места – шага, операции, где возникло затруднение;
2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым алгоритмом и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Что необходимо сделать? (Остановиться и подумать, почему получились такие результаты.)
- Какое задание выполняли? (Находили произведение на трёхзначное число.)
- Как пробовали выполнять задание? (…)
- Где возникло затруднение? (При умножении на сотни, использовали распределительное свойство и не хватило время.)
- Почему не смогли выполнить задание? (У нас нет способа умножения на трёхзначное число.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:
1. уточнение цели проекта;
2. уточнить тему урока;
3. определение средств;
4. построение плана достижения цели,
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (Построить правило умножения на трёхзначное число и научиться умножать на трёхзначные числа.)
- Сформулируйте тему урока. (Умножение на трёхзначные числа.)
Учитель открывает на доске тему урока.
- Каким, известным способом, можете найти значение выражения? (Алгоритм умножения на двузначное число.)
- Как вы будете действовать? (Используем алгоритм умножения на двузначное число, изменим алгоритм, сформулируем алгоритм на трёхзначное число.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: алгоритма письменного умножения на двузначное число;
2) зафиксировать в речи и в знаковой форме (с помощью эталона) открытый способ умножения, сформировать умение использовать его на практике;
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
-А сейчас я вам предлагаю в группах попробовать составить алгоритм умножения на трехзначное число
Учащиеся работают в группах 5 минут, обсуждаются итоги работы групп. Учитель может организовать подводящий диалог.
-Вы сейчас сами составили эталон, которым можно пользоваться в дальнейшем
-А теперь мы с вами вернемся к нашему примеру на планшетках и проверим правильность решения.
- С чего начнёте умножение? (Запишем трёхзначный множитель так, чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.)
156
324
- Как будете умножать? (Умножим число 156 сначала на единицы.)
 156
324
624
(Затем умножим 156 на десятки, а в записи суммы число сдвинем на разряд влево.)
 156
324
624
312
(Затем умножим число 156 на сотни, а в записи суммы число сдвинем на 2 разряда влево.)
 156
324
624
312
468

- Какой завершающий шаг? (Сложим полученные произведения.)
 156
324
+ 624
312
468
50544
На доске появляется алгоритм.
-У многих был правильный ответ, только не могли доказать или обосновать.
-Алгоритм умножения на трехзначное число у вас есть в конвертах под №2,вы можете ими пользоваться.
-Все шаги нашего алгоритма соответствуют правилу умножения на трехзначное число.
- Какие задания вы теперь можете выполнять? (Мы теперь можем умножать любые числа на трёхзначные).
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать новый способ действий во внешней речи, тренироваться в применении нового алгоритма при выполнении заданий.
Организация учебного процесса на этапе 6.
- А теперь что необходимо в дальнейшей работе на уроке? (Тренировка.)
-Кто желает попробовать решить на доске пример?
1294х216 2139х150
– Предлагаю теперь поработать в парах. Найдите значения выражений примеров, проговаривая друг другу действия по алгоритму.
Работа проверяется по образцу.
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
- тренировать умение проводить самоконтроль и самооценку;
- проверить своё умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 7.
-А теперь попробуйте самостоятельно решить следующие примеры
Дети выполняют задание, после чего учитель открывает на доске или раздаёт эталон для самопроверки.
- Проверьте работу по эталону.
- Кто действовал так же как в эталоне и получил тот же результат – поставьте «+». – Молодцы!
- У кого получился другой ответ – поставьте «?», найдите по шагам место, где допущена ошибка, обведите её. – Обратите внимание на это место.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
- тренировать способность к умножению на трёхзначное число при решении уравнений;
- повторить решение составных уравнений.
Организация учебного процесса на этапе 8.
- Новое знание вам пригодится не только при решении примеров. Где ещё вы можете встретиться с умножением на трёхзначное число? (При решении задач, уравнений…)
- Предлагаю вам применить свои новые знания при решении задания №17на стр.7 в рабочей тетради.
По одному ученику на закрытой части доски решают выбранное ими уравнение, остальные у себя в тетрадях.
Далее проводится обсуждение решённого задания и проверка. Дети, которые произвели правильный выбор и решение ставят в тетрадях «+», «+».
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- оценить результативность собственной деятельности и деятельности класса;
- зафиксировать неразрешённые затруднения, как направления будущей деятельности;
- обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9.
-Я хочу вернуться к нашему девизу
- Под каким девизом работали на уроке? (Маленькие удачи – путь к большой победе.)
- Были удачи на уроке? Какие? (Справились с затруднением, научились умножать на трёхзначные числа.)
- Достигли цели урока? (..)
- Сегодня вы ещё на один шаг продвинулись в своём обучении.
- Оцените свою работу на уроке.
- Как вы думаете, на следующем уроке пригодятся новые знания?
Далее учитель предлагает учащимся задания.