SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Чайка живущая в каждом из нас. Р. Бах"

"Чем выше летишь, тем дальше видишь".
Ричард Бах
Как мало место в современном мире занимает отдельно взятый человек, с его заботами, болями, с его непохожестью на других. Почему я начала с этого? Потому, что я работаю в школе и вижу ежедневные движения непростого душевного роста в моих (и не только в моих) учениках.
Я наблюдаю за этим процессом и думаю о том, что какое место в нем занимаю я, учитель. Похоже, что кое-что я уже поняла. Может, это кое-что и есть самое главное в моей профессии…
Чайка Джонатана Ливингстона под руководством своего любимого учителя Чьянга достиг совершенства в познании самого себя и окружающего мира, когда-то стая отвергла его, поскольку он нарушал закон Братства, ограничивающий возможности членов Стаи. Джонатан покинул товарищей ради возможности неограниченного познания мира. «И чем дольше Джонатан занимался уроками доброты, чем больше он трудился, чтобы познать природу любви, тем больше ему хотелось ему вернуться на землю. Хоть он и был в прошлом одинок, но Джонатан Ливингстон был прирожденным учителем, и его собственный путь любви заключался в том, чтоб дарить крупицы истины, которые он успел открыть тем, кто искал лишь случая, чтобы эту истину познать».
Без этой цитаты из Р. Баха обойтись не могу, поскольку здесь выражена моя мировоззренческая и культурологическая позиция как учителя. Учитель устроен таким образом, что он постоянно должен отдавать. Я иду в школу со стойким неутомимым желанием делиться. Причем я замечаю в себе непрерывно происходящий процесс продумывания путей и методов этого «отдавания знаний» детям. Не хочу рутины ни в чем, а тем более, в том, что является учением и воспитанием. К одной и той же цели я «лечу», как чайка, разными путями и совершенно по-разному. Ведь каждый следующий класс уникален не говоря о том, что он и состоит сплошь из «уникальностей».
Получается, что совершенствуемся мы именно для того, чтобы отдавать. А это уже философская составляющая моего призвания.
В педагогических вузах учатся миллионы, а учителей гораздо меньше. В чем загадка? Учитель чайки Джонатана считает, что нужна не вера, а «понимание полета». Учить, воспитывать - значит парить и, самое главное, увлекать в полет своих учеников. В этом, собственно и заключается моя психолого-педагогическая позиция. Мы, учителя, должны быть не «телом из костей да перьев», а «совершенной идей свободы и полета, не ведающей никаких ограничений».
Многие мои знакомые, работающие не в педагогической сфере, часто задают мне такой вопрос: «как можно любить всех детей? ведь есть такие, которых просто невозможно любить?» Я понимаю одно: дети- это люди в процессе роста, взросления. Это как складывание пазлов: ребенок формируется очень трудно, а самое главное – участников этого формирования огромное количество: учителя, воспитатели, родители, друзья, знакомые, незнакомые и т.д. Каждый пытается «выложить свой пазл» в формирование личности ребенка. Это очень ответственная работа. Без любви ничего не получиться. Любовь дает бережность, опасение обидеть и сломать. «Ты должен научиться видеть истинную чайку, то самое добро, живущее в каждом из них, и помочь им самим это в себе обнаружить. Вот что я называю любовью».