SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Чайка, живущая в каждом из нас"

Камышина М.С.

Чайка, живущая в каждом из нас
Рождение человека в мире может быть случайностью, ошибкой, и, напротив, огромным счастьем и исключительным даром. В каждом человеке есть свой жизненный потенциал и каждому предстоит пройти свой путь жизни. Насколько успешен будет этот жизненный путь, зависит от многого: здоровья, семьи, окружения и некоторых других факторов, которые не зависят от самого человека или на что он не может существенным образом повлиять. Единственное, на мой взгляд, что может возвысить человека над самим собой – это его духовное развитие, суть которого состоит в поиске, получении и приумножении знаний, которые в конечном итоге определяют весь ход эволюции человечества.
«Небеса – это не место и не время, небеса – это достижение совершенства» - таким было напутствие Старейшины, у которого Чайка Джонатан Ливингстон обучался высшему пилотажу лётного мастерства.
Когда человек испытывает радость от полученных знаний – это по-настоящему великий момент. Но когда он передаёт свои знания другим, тем, кто также находится в поиске, - это момент истины.
В этом отношении роль учителя трудно переоценить. Мы, как и наши учителя, приходим в жизнь других людей для того, чтобы выполнить свою миссию – помочь людям раскрыть свой творческий потенциал (поскольку поиск и получение знаний – процесс творческий), оказать поддержку в преодолении препятствий на данном конкретном этапе и направить человека на путь, ведущий к новым высотам и важным достижениям.
Полный сомнений и разочарований, Чайка Джонатан Ливингстон размышлял: «У меня нет выхода. Я чайка. Я могу только то, что могу. Родись я, чтобы узнать так много о полётах, у меня была бы не голова, а вычислительная машина. Родись я для скоростных полётов, у меня были бы короткие крылья, как у сокола…. Я должен довольствоваться тем, что я такой, какой есть, - жалкая, слабая чайка». Учитель также выступает и в роли идейного вдохновителя, и в роли друга, помогающего своим ученикам отбросить ненужные сомнения, поверить в себя и в свою исключительность и продолжить движение вперёд, несмотря на неизбежные препятствия, порою кажущиеся непреодолимые сложности и разочарования.
Но самое главное открытие для тех, кто отправляется в путь – это радость постоянных открытий.
В предисловии к «Чайке по имени Джонатан Ливингстон» Ричард Бах пишет: «Пойми, что ты больше всего на свете хотел бы делать, - и делай». Задача любого настоящего учителя – помочь ученику сделать правильный выбор и найти необходимые способы для достижения поставленных целей.
Моя собственная педагогическая концепция во многом совпадает с философией притчи «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Как учитель математики я глубоко убеждена, что математика не сугубо теоретическая, оторванная от жизни дисциплина. В ней присутствует гармония, мудрость, логика и отсутствует стереотипное мышление. Индивидуальные подходы в решении математических задач сродни индивидуальным подходам в решении жизненных задач. На своих уроках я стараюсь создавать ситуации, в которых дети не боялись бы экспериментировать. Каждый должен иметь право на ошибку. Главное, как мне представляется, научиться делать правильные выводы из своих поражений, чтобы подобный опыт явился бы источником поступательного движения.
Форма работы часто сопутствует успеху. Очень важно, чтобы ученики работали в команде. Сопереживание, взаимная поддержка, умение почувствовать партнёров на интеллектуальном и эмоциональном уровнях - верный путь к позитивным результатам в учебном процессе.
Я искренне верю, что «Чайка» живёт в каждом из нас. И миссия глубоко думающего учителя – создать максимально благоприятные условия для реализации потенциала личности учащихся.