SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Разработка урока по литературе в 6 классе. А.П. Платонов "В прекрасном и яростном мире".

20081018_watercolour_filonov

Пояснительная записка

В учебниках литературы произведения А. Платонова появились в конце 80-х. Поскольку Платонов относится к числу возвращенных писателей, забытых или запрещенных в годы советской власти, его творчество до сих пор не осмыслено в полной мере. Немаловажную роль играет и непростой художественный почерк писателя, которому свойственны не эффектные повороты сюжета, а глубинный смысл, чаще всего связанный с идеями гуманизма. Человеколюбие – одна из центральных тем в творчестве писателя. Возможно, именно поэтому Платонова изучают в школе.
С течением времени рассказы и повести Платонова не только не теряют своей актуальности, но и приобретают новое значение в образовательном процессе. Примером тому может служить анализ рассказа « В прекрасном и яростном мире» в разрезе инклюзивного образования. Инновационная по своей сути система совмещения здоровых детей и учащихся с ограниченными физическими возможностями требует особой подготовки, как учителей, так и самих школьников. Данный урок – попытка совместить две задачи: провести художественный анализ текста и обсудить с учениками жизнь людей с ограниченными возможностями.
Рассказ «В прекрасном и яростном мире» затрагивает тему физической неполноценности - главный герой становится незрячим. В школьной программе рассказ изучают в шестом классе, и, в первую очередь, учитель должен сделать произведение понятным для учащихся. Достаточное внимание должно быть уделено проблематике рассказа. Но если художественный анализ «В прекрасном и яростном мире» не раз публиковался в печатных и электронных источниках, то широко обсуждать это «программное» произведение с точки зрения инклюзивного образования ещё не приходилось.
Почему же, изучая рассказ Платонова «В прекрасном и яростном мире», уместно говорить о жизни людей с ограниченными возможностями? Идею толерантности в отношении к людям, не похожим на окружающих, помогает раскрыть сам философский концепт «прекрасного и яростного» мира Платонова. С одной стороны, окружающий мир прекрасен: в природе, в работе, в ощущении свободы. С другой – двигаясь со скоростью ветра, покоряя пространство, человек в одно мгновение может лишиться своей силы. Это противопоставление личности и судьбы дает хороший повод для обсуждения жизни людей с ограниченными возможностями. Становится ясно, что беда может случиться с каждым, это сближает и помогает примерить роль физически неполноценного человека на себя. Но ещё более важной здесь является идея гуманизма и взаимопомощи. В развязке произведения автор недвусмысленно дает понять: вместе все трудности и невзгоды можно преодолеть. Другими словами, нет ограниченных возможностей, есть недопонимание со стороны окружающих. Стоило рассказчику протянуть руку помощи своему покалеченному коллеге, как «яростные» силы природы отступили. «Прозрение» главного героя, этот намек на маленькое чудо, – главное доказательство гуманистического пафоса рассказа.
Остается пояснить, что данный урок – второй по данному произведению. На первом уроке прочитан текст и проведена словарная работа.

Прикрепленный файлРазмер
Платонов В прекрасном и яростном мире..doc41 кб