SMI.KAZANOBR.RU

Как оценивать результаты работы учителя.

Как труд наш оценить, скажите?
Каков твой результат, учитель?
Он в поколениях новых виден,
Он значим, важен, очевиден.
Сознательно свой выбор сделав,
Хочу добиться в нем признания,
Служу стране своей и детям,
Давая им образование.

Вот такие примерно блоки показателей могут быть при распределении стимулирующей части учителя-предметника:
- Учитель как личность, гражданин, индивидуальность
- Образовательные технологии и методики, которые он использует
- Успехи и достижения его учеников (портфолио пресловутые)
- Его собственные успехи и достижения (порфолио и план самообразования)
- Мотивация его учеников на освоение преподаваемого предмета
- Отношения учеников к нему самому
- Отношения между его учениками

Критериями оценки работы учителя на сегодняшний день являются
1. педагогическая аттестация
- внешняя экспертиза (ЕГЭ)
- внутренняя экспертиза (оценка экспертной комиссией его уроков, срезы знаний, мониторинг)
2. портфолио учителя (участие в профессиональных конкурсах, конференциях, публикации, распространение передового педагогического опыта )
3. портфолио ученика (участие в олимпиадах. Результативность ЕГЭ, ГИА, проектная и исследовательская деятельность)

Но в каждом из этих критериев можно обнаружить приблизительность , нынешняя система оценивания работы учителя не четко очерчена.
Учитель –профессия творческая. Как нельзя однозначно, объективно оценить работу художника, скульптора, композитора , так нельзя без индивидуального подхода оценить творчество учителя.
Рассмотрим все критерии современного оценивания педагога с критической точки зрения:
ЕГЭ может сдать на 90-100 баллов совершенно безграмотный в методике учитель, учитель, работающий в среднем звене, также столкнется с трудностями в этом испытании. В результате такой жесткой аттестации большое количество учителей поменяло категорию на более низшую, что естественно отдалило их от творчества.
Таким образом, ЕГЭ с одной стороны стимулирует учителя к повышению своего профессионального уровня, но с другой стороны, отсекает часть учителей от этого же повышения.

Конечно, срезы - это один из показателей, но надо обязательно учитывать с какими детьми работает учитель. Есть школы элитные. Есть – самые обычные . естественно, что показатели срезов будут сильно отличаться.
Можно, конечно, оценивать результативность в динамике по параллелям, классам. четвертям, и требовать неизменного повышения качества знаний учащихся, но разные темы по- разному усваиваются детьми по ряду объективных причин(возрастных особенностей, конфликтных ситуаций)
Олимпиады и конкурсы – тоже не совсем четкий показатель результативности . ведь готовя одно сильного ученика, учитель, порой, не уделяет должного внимания остальным.

При оценивании результата работы педагога надо учитывать возрастные особенности детей, с которыми он работает.
Для начальной школы – «учитель- мама»
Для среднего звена - «учитель- друг»
Для старшей школы – «учитель-наставник»
Их нельзя оценивать однобоко, у всех у них разные воспитательные задачи.
Наивысшей оценкой работы учителя начальной школы является тот факт, что на него идут ученики, то есть родители дошколят заранее планируют, к какому учителю они определят своего ребенка.
Наивысшей оценкой учителя средней и старшей школы является традиционная встреча выпускников, где они с благодарностью отзываются о педагоге, который помог им самоопределиться в жизни.
Оценить работу учителя сможет только повзрослевший его сегодняшний ученик и то общество, в котором ему предстоит жить. Однако все это станет ясным не так уж скоро после обучения в школе.
А учителю, как и всякому человеку, хочется видеть оценку своего труда немедленно. И тут возникают иллюзорные пути оценки. Очень «близорукий» учитель видит положительную оценку своего труда в том, что за ближайшую контрольную работу поставлены хорошие оценки. Конечно, это неплохо. Но ведь эта контрольная – не цель, а только маленький этап на пути к цели. Более «дальнозоркий» видит свою цель в успешно сданном учениками экзамене в конце учебного года. Но и это не цель обучения. А что касается оценок, получаемых на контрольных и на экзаменах, то «хорошие результаты» работы учителя можно получить очень просто – исключив из учебной программы трудно дающиеся ученикам темы.

На сегодняшний день очень актуально применение анкетирования учащихся и родителей для оценивания работы учителя. Можно ли целиком и полностью полагаться на эти анкеты? Для самого учителя, его рефлексии, это неплохой вид оценивания, позволяет учесть ошибки, недостатки, вовремя их скорректировать, но , я считаю, что к оцениванию должны привлекаться компетентные структуры.

Самый большой минус в определении четких критериев оценки труда учителя – отсутствие конкуренции среди учителей.
Пока нет конкуренции среди учителей (по объективным причинам) нет и четких критериев, по которым можно оценивать работу учителя. Возникнет конкуренция – возникнут сами по себе параметры оценивания.