SMI.KAZANOBR.RU

«Применение интерактивной технологии в обучении биологии как средство укрепления демократических ценностей "

На сегодняшнем этапе развития школьного образования как никогда остро встает вопрос о формировании у подрастающих граждан общества сферы демократических ценностей.
Демократизация школы – это отказ от концепции «винтика» ради концепции человека как вышей ценности общества. Это – поворот к интересам и потребностям общества и личности. Это раскрепощение педагогических отношений, изменение самой их сути, выход из системы подчинения или противостояния в систему сотрудничества. Это – открытость школы, включение общественного фактора в ее развитие.
Это – самый надежный механизм воспитания, один из решающих факторов демократизации общества.
Много демократизма, как и много правды, не бывает. Много бывает только самоуправства и лжи.
Первый шаг к демократизации образования сегодня - это преодоление стереотипа, центрирующего государственническое видение школы, стереотипа восприятия ее как государственного учреждения.
Должна быть преодолена отчужденность общества от школы и школы от общества, изолированность школы от процессов, происходящих в общественной жизни.

По словам Януша Корчака школа должна признать «право ребенка быть тем, что он есть», «высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях о нем и приговорах»

«Человек учится и воспитывается в процессе своей деятельности» (А.М. Сидоркин),но, к сожалению, школьное образование преимущественно сводится к тому, что ученики получают готовые ответы на незаданные вопросы.
Демократию составляют мыслящие люди, обустраивающие свою жизнь на демократических началах. Степень демократизации общества должна оцениваться по тому, насколько демократична личность, которую оно создает, в какой мере она свободна и самостоятельна в своей социальной, культурной и гражданской инициативе… Джон Дьюи (американский философ, социолог, психолог и педагог) был одним из первых, тесно связавших демократию с образованием. Ключевым понятием философии Дьюи, объединяющим человека и мир в неразрывное единство, является "опыт", поэтому основанное им направление в философии образования часто именуют экспериментализмом.
Слово это в английском языке родственно не только явно слышному русскому уху слову "эксперимент" - специально поставленный научный опыт, но и слову "experience" - жизненный опыт, опыт переживания и проживания проблемных ситуаций, творческий акт жизни.
Экспериментализм утверждает, что понимание мира может быть достигнуто лишь в процессе самостоятельного активного взаимодействия с ним. Наука не может дать ответ на все вопросы повседневной жизни, она сама возникла из человеческого опыта и из человеческой любознательности, она является выражением человеческих способов понимания жизни природы, продуктом творческого разума в его попытках понять этот мир, ее истинность проверяется всем богатством повседневного опыта.
Личностные смыслы, мышление, вся психическая жизнь человека возникает как следствие взаимодействия людей друг с другом. В этих взаимодействиях человек всегда бывает вынужден вставать на точку зрения другого человека при формировании собственного поведения - так возникает общечеловеческое содержание, обеспечивающее общность смыслов, вносимых людьми в общение, так же возникает и сознание, и самосознание отдельного человека.
Привыкая понимать и принимать позиции других людей, развивающаяся личность постепенно научается воспринимать позиции различных "других" как нечто единое и целостное, приходя ,таким образом, к признанию норм и авторитета группы. В признании, принятии социальных стандартов выявляется пассивное измерение личности, ее готовность к освоению выработанных до нее традиций. Но одновременно в своих откликах на чужие позиции человек действует как уникальное существо, выявляя, таким образом, творческое измерение своей личности.
Сама природа демократического сообщества требует открытости жизненной позиции, согласование различных позиций всегда продвигает общество, расширяет и углубляет его культуру, предполагает не победу какой-то единственной, якобы более обоснованной позиции, а углубление понимания. Для личности понимание смысла вещей наступает не в результате приложения чьей-то теории к собственному личному опыту, оно скорее приходит путем проникновения в смысл различных способов понимания мира и того, как они возникают. Убеждения и ценности тоже не даны личности в готовом виде, не приняты ею от общества пассивно, они являются результатом усилий и интеллектуальных достижений в процессе бесконечного жизненного экспериментирования.
Обретение в процессе жизненного опыта знания (или истины, или веры - для Дьюи не имеет большого значения, как называть то, что обретается посредством опыта, чаще всего он называет это просто "то, что можно утверждать обоснованно") и есть, по Дьюи, образование. Принципиальным для него является положение о том, что всю философию можно считать общей теорией образования, поскольку она говорит о приобретении человеком разумного и эмоционального отношения к природе и другим людям. Само человеческое существование как таковое есть воплощение экспериментального метода: человеческий опыт складывается из экспериментов человека с жизнью, он требует владения методами научного исследования в самом широком смысле слова.
Всякая личность совмещает в своей природе как готовность следовать традиции, так и стремление обновлять ее, вносить в мир результаты собственного уникального творчества. Напряжение между консервативным и творческим началом лежит в самой природе личности. (Такой взгляд присущ всей философии прагматизма, к которой принадлежит и Джон Дьюи, наиболее подробно он разработан в трудах Дж.Г.Мида.) Свобода личности не уничтожается ограничениями, налагаемыми социальными нормами и властью, она есть результат взаимодействия этих полюсов - пассивности и творческой активности. Для Дьюи также творческая активность человека и ограничения группового согласования - взаимозависимые и взаимосвязанные полюса в динамичном процессе развития личности, полюса самой природы личности.
Любое сообщество (и общество в целом) может быть понято как некая расширенная личность, в которой обнаруживается взаимодействие тех же полюсов. Человек одновременно и выражает общую позицию, и реагирует на нее свойственным только ему особенным образом. Эта человеческая уникальность по каким-то направлениям вступает в конфликт с существующей традицией, но когда человек вырабатывает новый взгляд на мир, эта новизна входит в культуру группы как результат процесса развития: новое возникает как результат разрешения проблемных ситуаций в существующей традиции.
В демократическом обществе, пока и поскольку оно остается таковым, необходимо, по Дьюи, не просто всеобщее образование, но направленность образовательного процесса на развитие личности в целом, понимание образования не как передачи информации, но как развития умений экспериментального исследования жизни.
Образование должно обеспечивать формирование экспериментальных навыков не просто для исследования конкретных предметных областей, но для того, чтобы стали возможны совершенствование и развитие личностей, ценностей, социальных институтов и различных видов социальной практики.
В экперименталистской трактовке образование является дорогой к свободе. Мы свободны в той степени, в какой мы разумно участвуем в жизни общества и мыслим независимо, а не просто пассивно откликаемся на воздействие социальных факторов, поскольку именно мы сами определяем природу наших откликов на внешние факторы. Мы свободны, когда наша деятельность направляется результатами нашего осмысления, собственного опыта, когда мы не позволяем внешним воздействиям бросать нас из стороны в сторону, когда мы способны встретить новое, рассмотреть это новое посредством свободного исследования и использовать результаты этого экспериментирования для руководства своей деятельностью.
Нравственная свобода как раз и состоит в способности перестраивать поведение посредством творческого развития установившихся норм и идеалов. Когда в условиях конфликта ценностей привычные способы организации поведения не работают, возникают новые нравственные определяющие, которые в свою очередь дают новое качество непосредственно переживаемому опыту. "Каков же истинный смысл подготовки в системе образования? Прежде всего она означает, что человек, юный или старый, извлекает из своего наличного опыта все, что из него можно извлечь в данное время. Если же подготовка сама по себе превращается в руководящую цель, потенциальные возможности настоящего приносятся в жертву предположительному будущему. Когда это случается, реальная подготовка к будущему как раз и не происходит. Идеал использования настоящего как подготовки к будущему сам себе противоречит. Он упускает именно те условия, в которых человек может подготовиться к своему будущему. Мы живем сейчас, а не в какое-то другое время, и только лишь извлекая здесь и теперь полный смысл из всякого получаемого нами опыта, мы готовимся делать то же самое в будущем. Это единственная подготовка, которая в дальней перспективе чего-нибудь стоит" (Джон Дьюи).
Эксперименталисты в своей практической образовательной деятельности стремятся установить атмосферу постоянного размышления, в которой учащиеся не заняты бесполезным запоминанием, а размышляют над важными именно для них проблемами. В этих размышлениях они могут получить помощь, используя те знания, которые добыло человечество ранее, - такова эксперименталистская установка по отношению к тому, что в других версиях идеологии образования именуется трансляцией культуры или приобщением к ней. Важное значение также придается так называемой "непрерывности демократической атмосферы". Это означает, что молодые люди последовательно научаются с полной серьезностью относиться к демократии и друг к другу, что единственно и может позволить отдельным людям и обществу в целом постоянно улучшать качество жизни. "Никакое количество совместных действий еще не образует сообщество... научиться быть человеком значит развить посредством участия в коммуникации ясное ощущение действительного бытия отдельным членом сообщества, понимающим и ценящим его убеждения, стремления и способы действия и вносящим свой вклад в дальнейшее преобразование органических сил в человеческие ресурсы и ценности, в преобразование, которое никогда не завершится". "В процессе приобретения различных привычек посредством учения человек может приобрести и привычку к учению. Тогда совершенствование становится осознанным принципом жизни.
Таким образом, в понимании Джона Дьюи субъект демократии – это человек образованный, критически мыслящий, коммуникабельный, социально инициативный и морально ответственный.

Воспитать личность, обладающую столь важными качествами, нельзя, опираясь лишь на экстраактивный режим: при котором ученик выступает в роли пассивного обучаемого. Этот режим характерен для лекций, традиционной технологии. Такой режим чаще всего не вызывает субъектной активности ребёнка, так как учение представлено в основном активностью обучающей среды.
Экстрактивный режим образования интерактивный режим образования
Ученик пассивен
Поток информации односторонен
Деятельность ученика носит репродуктивный характер
Активна лишь обучающая среда

Формы работы - лекции Ученик активен
Многосторонний поток информации
Ученики выступают здесь как субъекты учения
технологии самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития
Формы работы - эвристическая беседа или консультация
Поэтому в своей работе я стараюсь применять интерактивный режим.
Интерактивные технологии по В.В. Гузееву (Вячеслав Валерьянович Гузеев, доктор педагогических наук,) - это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой информационные потоки идут на ученика или группу, вызывают их активную деятельность, замкнутую внутри них. Ученики выступают здесь как субъекты учения себя, учащие себя. Этот режим характерен для технологий самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития.
В этом случае информационные потоки проникают в сознание, вызывают его активную деятельность и порождают обратный информационный поток, от ученика к учителю. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двухсторонний (встречный) характер: один поток исходит от учителя, другой - от ученика. Этот режим и характерен для интерактивных технологий.
Простейшими примерами интерактивных технологий могут быть эвристическая беседа или консультация.
Применяя элементы интерактивной технологии, я руководствуюсь целью : обеспечить практическую направленность обучения через личностную значимость для каждого участника педагогического сотрудничества "Ученик- Учитель".
Реализация цели сводится к решению задач:
1.активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся;
2.возбуждение внутреннего диалога ученика;
3.индивидуализация педагогического взаимодействия;
4.достижение двухсторонней связи учителя и ученика.
5.фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:
выявление многообразия точек зрения;
обращение к личному опыту участников;
поддержка активности участников;
соединение теории и практики;
взаимное обогащение опыта участников;
облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
поощрение творчества участников.
Интерактивное обучение проявляется на моих уроках в следующих технологиях:
1.Мозговой штурм - коллективный метод поиска новых идей и решений. основой мозгового штурма является снятие барьера психологической инерции в результате поощрения самых неординарных высказываний. Эту технологию я часто применяю на уроках изучения нового материала. Например, при изучении темы «Стадии антропогенеза » в 11 классе, я ставлю перед группами учащихся вопрос: какие признаки Человека Разумного позволяют отнести его к классу млекопитающих, а какие признаки выделяют его из животного мира? Этот вопрос позволяет продемонстрировать знания не только из области биологических дисциплин, но и затрагивает общественные науки, аспекты морали, нравственного становления личности.
Мозговому штурму можно подвергнуть и такие спорные с точки зрения общечеловеческих ценностей области биологии как клонирование, генная инженерия.
Принципы "мозгового штурма"
1.Записывать любую идею.
2.Предложить максимум идей.
3.Не обсуждать. Не критиковать.
4. Не думать об идеях.
5.Создать атмосферу содействия.
Генерирование идей в группах под наблюдением экспертов начинается по сигналу учителя одновременно во всех группах (звонок будильника начинает и заканчивает работу групп, поэтому необходимо завести его на определенное время). В группе участники поочередно высказывают вслух свои идеи. Эксперты в своих группах фиксируют идеи, работу каждого, соблюдение ими правил. «Штурм» проблемы в группах длится 10 минут.
2. Развитие критического мышления, которое начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. При этом важно сформировать у учащихся комплекс медиаобразовательных умений, включающих:
• находить требующуюся информацию в различных источниках (предлагаю работу с интернет-ресурсами, научной документацией, фотографиями, моделями собственной конструкции, природными объектами, лабораторным оборудованием);
• критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
• систематизировать информацию по заданным признакам;
• переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
• видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
• находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
• устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
• уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;
• уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума»
• Фаза вызова • Фаза осмысления содержания • Фаза рефлексии
• пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации
• Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. • Индивидуальное принятие и отслеживание информации.
• В процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле важное значение имеет качество отобранного материала . • Рефлексивное мышление -фокусирование вашего внимания.
• Тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы.

3. Проектно-исследовательская технология. Наиболее сложно реализуется в условиях школы. Суть этой технологии: стимулировать интересующихся учащихся к определенным проблемам, решению этих проблем, умению практически применять полученные знания. Необходимость внедрения этой технологии, на мой взгляд, заключается в том, что она дает возможность результативного проектирования учебного процесса. Это технология творческой деятельности. Реализация проектной технологии начинается с разработки проекта, освоения большой темы или раздела, или конкретной деятельности. Дети распределяются в группы по интересам, намечают цели и задачи будущей учебной или исследовательской деятельности. Таким образом, становятся подлинными субъектами образовательной деятельности. Каждому находиться задание по интересам: кто–то становиться лидером–организатором, кто-то составляет план работы, кто-то работает художником-оформителем, кто-то ведет исследовательскую работу, проводит опыты. На этом этапе роль педагога резко меняется – перестает быть центральной, он лишь регулирует, определяет общее направление, контролирует время, дает консультации, помогает. Лично я превращаюсь для детей в старшего советника -фасилитатора и друга.
За 2 года работы в лицеи мною организованы и спланированы проекты: «Экосказка»- иллюстрированная детьми сказка в стихах. Необходимость разъяснения сути экологических законов Барри Коммонера натолкнула самих детей на мысль «перевода языка биологических терминов» на детский язык стихов и сказок. С моей помощью проект осуществила группа учащихся 7-11 классов, стихи были снабжены детскими иллюстрациями и «Экосказка» приобрела вид презентации, снабженной музыкальным сопровождением.
Фрагмент «экосказки»
Встретились как-то, искрясь и играя,
Переливаясь, на Солнце блистая
Две маленьких капли, себя уважая
Представились капли:
- Морская!
- Речная!
И завели меж собою беседу,
Мечтая раскрыть свои беды соседу.
Морская вскричала: «Ах, милая тезка!
Ко мне отношение грубо и жестко,
Забыли, наверное, что без меня
Исчезнет планета с названьем Земля.
Ни круговорота, приливов, отливов,
Ни мелких рачков, ни дельфинов игривых,
Ни томных китов, ни парящих медуз
Не будет! Не будет всех жизненных уз!»
«Но чем не довольна ты, капля Морская?»,-
Спросила, слезинкой скатившись, Речная.
«О, милая пресная тезка моя,
Поведаю боль я свою, не тая.
Возможно, невольно, без умысла злого
Те самые люди, которые словом
Меня воспевают в стихах или в прозе,
Толкуют о славе моей и о пользе,
Меня убивают, теряясь в догадках:
Что делать? И кто виноват в неполадках?

Ты думаешь, так я мерцаю случайно?
Нет! Эти разводы как крики отчаянья.
Да, нефть, безусловно, нужна человеку,
А чистота моя – плата за это.
Страдают от пятен моих нефтяных
И птицы, во мне свои крылья смочив,
Уже не взлетают, беспомощно бьются,
От холода гибнут, во мне остаются,
И скользкие рыбы, и хищные звери,
И сказочный лес ламинарий, поверь мне,
О, капля Речная, сестренка родная,
Все в связи со всем, я давно это знаю!
«Цвети, родной лицей!» по благоустройству и озеленению пришкольного участка. Этот проект как никакой другой демонстрирует демократические принципы образования и воспитания, так как именно в нем участвовал практически весь лицей. Учащиеся начальной школы с помощью родителей высевали семена декоративных растений, ухаживали за проростками, среднее звено пикировало рассаду, пересаживало ее под моим руководством, ученики 9-11 классов занимались подготовкой почвы, и высадкой растений в грунт, в летний период трудовая практика старшеклассников также была посвящена уходу за нашими клумбами. И наш лицей действительно зацвел.
В будущем планируется оформление ранее начатой научной работы «Условия необходимые для нормального развития улиток Ахатина Фулика в неволе». Работа над проектом велась под моим руководством учениками 9-10 классов. Целью проекта было выявления спектра условий оптимальных для развития улиток, а также для их размножения и нормального роста.
Элементы интерактивного обучения несомненно присутствуют в разрабатываемом и применяемом мною дифференцированном лабораторном практикуме. Лабораторные и практические работы разного уровня сложности позволяют детям почувствовать себя субъектом микроисследования (почти ученым);
Цель разработки дифференцированного лабораторного практикума:
Обеспечить мотивацию познавательной активности, интерес к исследовательской работе, развитие коммуникативных навыков детей, создание ситуации успеха на уроке
Формы учебной деятельности
Парная или групповая практическая деятельность
Методы работы
Инструктивно-практический
Частично-поисковый
Задачи , обеспечивающие реализацию поставленной цели:
1.Обеспечить мотивацию познавательной активности
2.Привить интерес к исследовательской работе
3. Развивать коммуникативные навыки детей
4. Создать ситуацию успеха для каждого на уроке
Как на этой форме организации деятельности учащихся реализуется интерактивное обучение?
Во-первых, на этапе разработки инструкционных карт группу детей я привлекаю к созданию карты, допускаю их корректировку, внесение новшеств.
Во- вторых, учитываю добровольный выбор учащихся и возможность перейти в другую группу на данной лабораторной работе.
в- третьих, предлагаю самостоятельно поставить цель,то есть позволяю детям спрогнозировать планируемый результат деятельности.
В- четвертых, даю возможность, варьировать условия опыта, дополнения собственными материалами

Мониторинг эффективности применения интерактивной педагогической технологии.

Понятие мониторинга образовательной деятельности.
Образовательный мониторинг – это систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния и динамики изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов контингента обучающихся и сети организаций образования.

Педагогический мониторинг – система сбора, обработки, анализа, хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающий непрерывное отслеживание её состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития.

Формы мониторинга, используемые мной:
- Анкета качества урока
- Тесты
- Контрольно - измерительные материалы.
Мониторинг показал незначительное , но все-таки повышение усвоения знаний , особенно на третьем уровне, требующем глубины знаний, использования их для решения практических задач и нестандартных ситуаций.

Комментарии

хочу поделиться опытом своей работы с вами, дорогие коллеги!