SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Учитель-это звучит гордо"

"Вся гордость учителя в учениках,
в росте посеянных им семян"
Д. И. Менделеев

Учитель… Как много уже сказано и написано о профессии учителя! Это одна из самых сложных, интересных и древних профессий. Появившись на заре цивилизации, УЧИТЕЛЬ во все времена ведет своего ученика от первых открытий, первых прочитанных слов, первых самостоятельно написанных букв к познанию многообразия окружающего мира, к поиску смысла своего существования, к личностной самореализации. Поэтому наряду с историческими личностями, государственными деятелями все знают таких великих учителей, как Сократ, Платон, Аристотель, Я.А.Коменский, Д.Дьюи, М.Мотессори, К.Ушинский, А.Макаренко, Я.Корчак, Ш.Амонашвили и многих других.
Выбор профессии для меня был предопределен, ведь моя мама, Михайлова Ирина Анатольевна, работала учителем начальных классов. Я гордилась своей мамой, когда видела, с каким вниманием слушают ее дети, как много интересного она знает, как любит своих учеников. И вот теперь я горжусь тем, что я тоже учитель, что в наше трудное и неоднозначное время я могу посеять семена добра и любви в своих учениках, дать им представление об истинных человеческих ценностях!
За два года в школе я убедилась в том, что люблю свою профессию несмотря на то, что в наше время она отнюдь не престижна. По исследованиям HeadHunter, крупнейшей российской компании интернет-рекрутмента, в 2020 году её назвали лишь 4% опрошенных. Объясняют свое нежелание работать в школе высокой загруженностью, стрессами, нерадивыми современными детьми. Да, все так, но в нашей школе витает особая атмосфера творческого содружества, поддержка всего нового и интересного, есть возможность расти профессионально и духовно. Здесь всегда шумно и весело, уроки и перемены сменяют друг друга, в школьной столовой толпятся вечно голодные старшеклассники, идет подготовка к коллективным делам, работает самоуправление во главе с серьезным десятиклассником. Конечно, бывало трудно, тяжело, были и слезы, но мысли уйти совсем я не вынашивала. Педагогический коллектив школы, те учителя, которые работают на совесть, творчески, всегда поддерживали и поддерживают меня, искренне желают удачи на конкурсе. Это дорогого стоит!
Современный учитель, на мой взгляд, это не профессия, это образ жизни, а школа и есть та самая жизнь, и не маленькая, как поется в одной песне, а самая настоящая, большая. В школьной жизни происходит социализация человека, поиск себя, своей роли в обществе, приобретение коммуникативных и социальных знаний. А учитель выступает в роли воспитателя. Именно от него зависит, какими людьми выйдут из школы его ученики, с каким мировоззрением, с какими навыками. Научатся ли они сочувствовать, сопереживать, быть добрыми, в то же время – успешными. В. Сухомлинский писал: «Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее». Уверена, что от учителя, от его труда и души зависит, какое будущее нас ждёт, какое общество придёт на смену нашему.
Сегодня мы живем в условиях, когда общество предъявляет новые требования к профессионализму учителя. Учитель является и наставником, и организатором, и психологом, и просто тем человеком, который всегда отреагирует на просьбу о помощи, даст совет, одобрит или покритикует. Если раньше основная задача педагога заключалась в том, чтобы передать ученикам знания, то сегодня он должен научить способам добывания знаний, сформировать умение учиться, развить мышление. На уроке необходимо заинтересовать ребенка, спроектировать образовательную среду, мотивировать на самостоятельный поиск информации. Таким образом, наряду с традиционной ролью учитель становится консультантом, модератором, тьютором, а при переходе на онлайн-обучение еще и координатором, сопровождающим процесс обучения, отслеживающим успехи ученика, его трудности. Постигнуть все эти роли невозможно, если учитель не продолжает постоянно совершенствоваться в соответствии с концепцией непрерывного обучения. В этом году я закончила магистратуру, прошла много курсов повышения квалификации, но, думаю, что останавливаться не стоит, нужно идти дальше, для того чтобы не отстать от времени, всегда быть готовой к новшеству.
Итак, современный учитель должен быть настоящим профессионалом, причем в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят его профессиональные ценности, его убеждения и установки. Также очень важны soft skills – гибкие навыки, позволяющие осуществлять гибкую коммуникацию с учениками, организовывать эффективную работу в группе или находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Думаю, что современное обучение – это сотрудничество учителя и ученика, создание ситуации успеха, когда в доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности и способности. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». И я испытываю гордость за своих учеников, когда у них получается познать что-то новое, достигнуть новой вершины в учебе, спорте, общественной жизни.
Хочется высказать еще одну мысль. С появлением искусственного интеллекта, введением цифрового образования, появлением возможности, а иногда и необходимости дистанционного обучения стали раздаваться слова о том, что, может быть, учитель теперь совсем и не нужен? Категорически с этим не согласна! Никакой искусственный интеллект не научит ребенка мыслить креативно, нестандартно и творчески, не научит работе в команде, лидерству, не сможет раскрыть в полной мере красоту окружающего мира. И самое главное, не даст той любви, которая царит в сердце учителя! Правильно говорят, что УЧИТЕЛЬ – это человек, отдающий свое сердце детям, получающий удовольствие от общения с ними, заряжающийся их энергией, радостью жизни.
Наступает новый день, и я снова иду в школу, чтобы открывать моим ученикам границы познания, чтобы учить и учиться, и лучшей наградой становятся горящие глаза детей, их желание приходить на мои уроки, общаться со мной. И пусть мне еще многое предстоит открыть в моей профессии, испытать не только радость, но и горечь поражения, непрерывно совершенствоваться и развиваться. Я горжусь тем, что я учитель!

Прикрепленный файлРазмер
Учитель_это звучит гордо.pdf201.68 кб