SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Душа ребенка… Что могу я?

Осознание ценности, неповторимости, своеобразия души ребенка – самое, пожалуй, главное, что требуется психологу в первую очередь. Доверительный контакт с ребенком, а тем более подростком, возможен только том случае, когда психолог проникся пониманием этой истины. Глубокое уважение самобытности личности ребенка помогает начать взаимодействие с душой ребенка.

Обычно на тренингах или консультациях своими действиями и словами я стараюсь транслировать детям мысль о том, что я – обычный человек, со своими, только мне свойственными особенностями, и что они, в свою очередь – тоже индивидуальные, неповторимые личности. Технически – транслировать детям эту истину довольно легко, если верить в нее. Душа ребенка, часто запуганная и забитая нерадивыми родителями и учителями, в первое время проверяет – а можно ли довериться этому человеку? Кто он – этот психолог?..

Зачастую оказывается, что детям не так-то и много и нужно – просто слышать их, просто вслушиваться, просто уважать. Просто. Не смотря на то, что они младше, не смотря на то, что у них меньше опыта за спиной. И тогда – ребенок раскрывает свою душу, готов делиться своими переживаниями. И только тогда появляется возможность по-настоящему разобраться в ситуации и помочь ему.

Профессионализм и этика психолога заключаются в том числе и в так называемой «экологичности» процесса. Под экологичностью подразумевается, что я не имею права вносить в структуру психики ребенка что-то от себя без его согласия. Тем более что это «что-то» всё равно не приживется, будет отторгнуто со временем. Это всегда важно держать в голове. Что касается терапевтической, коррекционной работы, то инструментарий практической психологии позволяет делать это достаточно эффективно, позволяет работать с чувствами детей. Это – важная составляющая нашей профессии. Чувства – тема тонкая, и работать с ними нужно аккуратно. Дети всегда бывают очень благодарны, если психолог помогает им разобраться с чувствами и эмоциями.

Самое же большое, с чем психолог может помочь ребенку, и особенно подростку – это помочь постепенно осознать ответственность за свои решения, за свои выборы, за свою жизнь. Именно эта цель, по моему мнению, является ключевой. Ребенок должен осознать, что он – человек, автономная личность, индивидуальность. Что его жизнь, его успехи, его будущая семья – в его руках, зависит только от него, а не от учителей или родителей. А в остальном – ребенок уже сам примет решение, каким ему быть. Быть ребенку хорошим примером – здорово. Навязывать свой пример – нет.

По сути, это всё, что я могу – уважать личность, душу, психику ребенка, профессионально выполнять свои обязанности и быть ему хорошим примером. Душа ребенка просит от нас только этого.