SMI.KAZANOBR.RU

Преподаватель-организатор ОБЖ гимназии №33 Авиастроительного района г. Казани Андреева С.Г.

Добрый день, уважаемые члены жюри! Меня зовут Андреева Светлана Германовна, я работаю преподавателем-организатором ОБЖ в гимназии №33. Закончила КГУ, химический факультет в 1987 году. Работала в гимназии №102 им. М.С.Устиновой до 2010 года, 11 лет работаю гимназии №33. В 2014 году прошла переподготовку по специальности «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности». Моя методическая тема: «Формирование практических навыков на уроке и во внеклассной работе как основы обеспечения безопасности жизнедеятельности».
Одним из приоритетных направлений предмета ОБЖ является воспитание «личности безопасного типа», хорошо знакомой с различными видами экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Изучение ОБЖ позволяет учащимся получить систематизированное представление об опасностях, о прогнозировании и поведении в чрезвычайных и опасных ситуациях, оценить влияние последствий этих ситуаций на жизнь и здоровье людей и выработать алгоритмы безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Цель моей профессиональной деятельности, как преподавателя ОБЖ – формирование личности безопасного типа, – проводится на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Научить детей жить в сложных условиях современного мира, беречь свою жизнь и жизнь окружающих людей, воспитать «личность безопасного типа».
Одно из основных положений ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. ОБЖ - предмет специфический. Он позволяет развить у детей умения, навыки, научить действиям, которые могут пригодиться на практике. Реализуемая мною программа по ОБЖ в 8, 10-11 классах, составленная на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, позволяет проводить мне много мероприятий, курируемых и разрабатываемых мной. В рамках этих мероприятий формируются действия и навыки: автономное существование в природной среде, навыки личной безопасности на дорогах, безопасность в криминогенных ситуациях и другие.
На уроках мы с учениками используем учебники по ОБЖ авторов А.Т. Смирнова, Б.О.Хренникова, а в прошлом году я освоила новый УМК Кима, Горского в 10-11 классах. Актуальность, новизна учебника в том, что в нем раскрыты темы: «Военная безопасность государства, экстремальные ситуации и безопасность человека», подчеркнута тема о важности знания законов.
В определенной части рабочей программы в рамках учебного плана я использую дистанционные технологии. На своих уроках я использую компьютер, проектор, ИКТ. В рамках предмета разрабатываю вместе с учениками и провожу различные ежегодные мероприятия. Работаю над программой внеурочной деятельности «Зеленая планета» для учащихся 5-х классов. Цель этой деятельности - воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе, усиление контактов школьников с природой. Мы стали Лауреатами 2 степени в Городском экологическом фестивале-конкурсе. Внеурочная деятельность для учащихся 5-6 классов «Безопасный мир» – актуальной проблемой современной жизни являются дорожно-транспортный травматизм, пожарная безопасность, терроризм, криминогенная опасность, экстремальные ситуации. Цель этой программы – приобретение обучающимися знаний по действиям в этих ситуациях. Награждены Дипломом как активные участники Всероссийской добровольной акции «Противопожарная безопасность», участвовали во Всероссийском конкурсе «Урок на свежем воздухе». Также мною разработана программа внеурочной деятельности «Юнармия». Все свои интересные наработки публикую на различных сайтах.
ОБЖ - это предмет, который формирует у обучающихся практические знания . Дает им опыт деятельности. Практико-ориентированные аспекты безопасности оказывают большое влияние на преподавание Основ безопасности жизнедеятельности в школе. Воспитание культуры безопасного поведения невозможно осуществлять только с помощью изучения теоретических аспектов. Как уже было сказано ранее без практической деятельности, школьники не смогут в полной мере понять суть такого поведения, именно поэтому необходимо организовать для учащихся как можно больше практико-ориентированных мероприятий, на которых они в полной мере смогут показать свои умения и навыки, будут постоянно их совершенствовать. На моих уроках можно выделить два способа реализации практико-ориентированных занятий:
− во-первых, практико-ориентированные занятия как метод обучения;
− во-вторых, практико-ориентированные занятия как технологически организованный процесс обучения учащихся, который можно осуществлять в группах переменного состава. Этот процесс основан на решении разноуровневых по сложности задач, связанных с практикой жизнедеятельности человека.
Практико-ориентированные занятия в виде решения ситуационных задач, интерактивных методов обучения, которые базируются на «самовозбуждении», на творческом интересе к выполняемой деятельности, метод анализа конкретных ситуаций, игровой метод, беседы и диспуты, методы показа и рассказа. В структуре практико-ориентированных занятий определены два направления практической деятельности учащихся: в процессе обучения и в процессе участия во внеурочных дополнительных мероприятиях по курсу ОБЖ. Учебные занятия по ОБЖ с использованием практико - ориентированного обучения это :
1) Туристический слет. Данное мероприятие было организовано и методически разработано в далеком 2017 году. Именно в рамках предмета ОБЖ и внеурочной деятельности был задуман данный проект. Мы выходим за город, на природу, с учащимися 7-8 классов. Там мы отрабатываем темы, которые теоретически изучали на уроках ОБЖ. Это и разведение костра, установка палатки, игры на сплачивание коллектива, преодоление болотистой местности. Оказание первой помощи. Добыча и использование лекарственных растений, изучаем топографические знаки, осваиваем веревочные переправы и просто поем туристические песни. В этом мероприятии всегда бывает задействовано много родителей, которые либо приезжают на машинах к месту проведения. Либо идут вместе с детьми в колонне. Турслет приносит массу радости, эмоций и детям и родителям. А главное - там мы на практике оттачиваем все универсальные учебные действия. Сформированные в ходе туристического слета практические навыки безопасного поведения учащиеся затем без труда используют в быту.
2) Подготовка учащихся к практической части городского этапа олимпиады по Основам безопасности жизнедеятельности. Отрабатываем с участниками навыки оказания доврачебной помощи, вязание узлов, сборка разборка АК-74, преодоление заболоченного участка местности , работа с тренажером-манекеном, одевание ОЗК и т.д.
3) Тренинг по осуществлению неотложных реанимационных действий на роботе-тренажере «Гоша».
Также следует отметить проведение Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ. Четыре года подряд победителем республиканского этапа олимпиады являлась наша ученица Идрисова Марйам, Всероссийских уроков ОБЖ, Месячника безопасности, Месячника «Экстремизму - нет», Месячника гражданской обороны, Месячника военно-патриотического воспитания, Дня защиты детей от ЧС в рамках которых освещаются вопросы личной безопасности учащихся, развитие гражданственности и патриотизма.
Во время этих месячников в гимназии проходят классные часы, беседы, конкурсы сочинений, выставки книг в библиотеке, посещение музеев Боевой и трудовой славы, практические занятия по отработки навыков безопасности, уроков памяти, встречи с представителями МЧС, пожарными, сотрудниками МВД и ГИБДД, ГИМСа.
В гимназии, согласно новому образовательному стандарту, реализуется предмет «Индивидуальный проект» в 10-11 классах. Очень многие мои ученики выбирают для проекта тему, связанную с ОБЖ. Это говорит о том, что предмет нужен, востребован среди учащихся.
Традиционными мероприятиями в нашей школе уже стали так называемые «Дни здоровья», «Туристические слеты на природе», которые прививают учащимся любовь к здоровому образу жизни, бережное отношение к природе и любовь к родной земле.
Игра «Зарница», которая проводится с целью приобщения детей к активным формам досуга, идеям здорового образа жизни, спорту, способствующих формированию позитивной социально ориентированной личности. К подготовке этой игры и ее проведению мы привлекаем «Совет отцов».
В феврале месяце в гимназии проводится Месячник военно-патриотического воспитания в рамках которого ученики нашей школы принимают участие в школьных и районных соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, таких как:
- соревнования по стрельбе из пневматической винтовки;
- одевание общевойскового защитного комплекта
-неполная разборка-сборка автомата Калашникова
- оказание первой медицинской помощи
- подтягивание на перекладине
- поднятие гири
-биатлон
Традиционным и ключевым мероприятием всего месячника является районный Смотр строя и песни, участие в котором прививает ребятам любовь к образцовому внешнему виду, слаженности, строевой выправке, выучке и дисциплине. Смотр как бы подводит итог работы всего февральского месячника. Отряд нашей гимназии несколько лет подряд становился призером смотра.
Нельзя не отметить эстетическую и интеллектуальную составляющие военно-патриотического воспитания, которые в нашей школе и лично мной реализуются при проведении Олимпийской недели и Недели спортивно-эстетического цикла. Это обогащение знаний детей об истории Олимпийских игр, символике.
Особо следует подчеркнуть работу среди учащихся по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек в виде проведения Спартакиады по военно - прикладным видам спорта, Дней здоровья, бесед и лекций о вреде курения, употребления алкоголя и наркотиков, компьютерной зависимости и других.
Я отвечаю в школе за постановку на воинский учет учащихся и сотрудников. И когда 17- летние юноши получают удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, они проникаются гордостью и ответственностью за свою Родину, за свою Отчизну. Весной юноши 10 классов участвуют в Военно-полевых сборах, основной целью проведения которых является закрепление знаний, умений и навыков по важнейшим разделам программы допризывной подготовки, формированию высокой сознательности и глубокого понимания священного долга защиты Отечества.
В последние годы стало традицией нашей школы участвовать в шествии «Бессмертного полка», чтобы показать и лично принять участие в том, что память героев, защитивших мир во время Великой Отечественной войны свято чтится в каждой семье, и мы не позволим осквернить ее.
Тема патриотизма– ныне актуальнейшая тема для нашей страны. Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости, встать на его защиту. В моей работе одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Исторически сложилось так, что именно школа является фундаментом при формировании гражданского самосознания и причастности к родным истокам. Поэтому одна из основных задач на уроках ОБЖ – воспитание чувства любви к историческому прошлому, гордости за героическое прошлое предков, гордости за нашу страну.
Важнейшей составляющей моего предмета является еще и патриотическая направленность в рамках которой я веду и темы по ОБЖ и курс внеурочной деятельности «Юнармия».
С 2016 года в нашей гимназии развивается движение «ЮНАРМИЯ», деятельность которого направлена на воспитание в юнармейцах доброты, сочувствия, совестливости, честности, верности, достоинства, любви к Родине. В рядах ЮНАРМИИ формируется чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность – качества, характеризующие настоящего гражданина своей страны. Ребята принимают участие в различных мероприятиях и акциях:
Торжественная присяга Юнармейцев
-Районный смотр строя и песни.
-Сдача норм ГТО.
-Конкурс-выставка рисунков «Мы разные, но вместе мы сильны!»
-Встречи с подшефным ветераном Анатолием Васильевичем Варламовым.
-Поздравление ветеранов школы с Днем защитника Отечества.
-Встреча с членами союза десантников Республики Татарстан во главе с председателем Е.В. Драгуновым.
-Фестиваль «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны».
-Участие в республиканских торжественных мероприятиях, посвященных -Празднику Победы.
-Торжественное мероприятие, посвященное проводам новобранцев в армию в танковом училище.
-Географический диктант, викторины на сайтах Я-класс, Учи ру, Георгиевская ленточка, Окна Победы и многие другие.
В качестве результатов военно-патриотического воспитания учащихся я выделила следующие:
1. Повышение у воспитанников престижа военной службы. Моя выпускница( девочка) в этом году поступила на службу в армию по контракту. Другой наш выпускник учится в Казанском танковом училище.
2. Повышение успеваемости школьников (99.13 % ударников по ОБЖ, физкультуре, истории Отечества), интереса к учебе.
3. Повышение социальной активности школьников.
4. Выявление и раскрытие духовного, творческого и организаторского потенциала личности ребенка.
5. Повышение воспитательного уровня детей.
В нашей школе я являюсь и классным руководителем. В прошлом году выпустила 11 класс. Сейчас работаю с 7 классом. Стараюсь всем этим детям привить чувство любви к нашей необъятной Родине. Поэтому мы ходим на экскурсии в музеи Боевой и Трудовой славы. Проводим классные часы на антитеррористическую тему, противопожарную тематику, викторины по ЗОЖ.
Разрабатываю программу пришкольного лагеря «Неугомон», начальником которого я являюсь уже много лет. Обязательно включаю в нее разработанные мною праздники. Линейки, занятия, практикумы, связанные с безопасностью жизнедеятельности.
Интересные наработки, конспекты своих занятий я публикую на сайтах. На слайдах вы видите результаты моего участия и участия моих учеников в конкурсах и мероприятиях.
После выше сказанного, я твердо уверенна, что учитель ОБЖ при помощи своего предмета может воспитать в подрастающем поколении
важные для жизни качества и оказать психологическое сопровождение профессионально¬-жизненного самоопределения обучающихся. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите Родины – непростая, но в тоже время очень важная и нужная задача для семьи, школы и страны в целом.