SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Познавательное занятие в старшей группе «Знакомство с Удмуртской Республикой»

Познавательное занятие в старшей группе «Знакомство с Удмуртской Республикой»
Познавательное занятие в старшей- подготовительной группе
Тема: "Знакомство с Удмуртской Республикой"
Задачи:
1. Расширить и закрепить знания детей о республике Удмуртия, её местоположении на карте России.
2. Ознакомить детей с символами Удмуртской Республики: (флаг, гимн, герб, национальные костюмы и быт удмуртов.)
3. Закрепить знания детей об узорах и орнаментах удмуртов, названиях некоторых из узоров.
4. Ознакомить с обычаями и культурой удмуртов через подвижные удмуртские национальные игры.
5. Воспитывать уважение к удмуртскому народу, желание взаимодействовать, обмениваться подарками, сделанными собственными руками.
Материал:
Коробка (посылка), полено, конверт с изображением героя удмуртской сказки Вумурт с письмом и заданиями, карта РФ с выделенной другим цветом Республики Удмуртия, изображение флага и герба Удмуртии, аудиозапись гимна Удмуртии, презентация «Национальный быт Удмуртов», ноутбук, чистый квадратный лист картона для аппликации, изображения удмуртских узоров большой величины для рассматривания и более мелкие – для аппликации, клей, клеёнка, тряпочки, платок.
Ход занятия
Дети заходят в группу. Воспитатель показывает большую красивую коробку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сюрприз я нашла сегодня в группе! Хотите знать, от кого она?
Дети: Да!
В.: Эту посылку нам доставили из Удмуртии! Кто знает, где находится Удмуртская Республика? Покажите на карте России. Правильно! Эта республика находится в России. С посылкой пришло письмо. Его написал Вумурт -герой удмуртских сказок. Вспомните, какие удмуртские сказки вы знаете? А каких русских героев сказок вы знаете? (ответы детей)
Вумурт пишет, что в посылка -это подарок из Удмуртии, но чтобы её открыть, нужно выполнить несколько заданий. Каждое выполненное задание откроет цифру и мы узнаем код от замка, и откроем посылку.

Задание 1.
Дети подходят к мольберту. Воспитатель выкладывает из конверта содержимое и размещает на мольберте.
В.: Вумурт прислал нам изображение флага и герба Удмуртии, а также гимн своей республики. Давайте с ними мы ознакомимся. Посмотрите на флаг. Из каких цветов он состоит ?
Д.: Красный, белый, черный.
В.: Молодцы ребята . А какой узор в середине флага? На что это похоже? (ответы детей) Как и все флаги, удмуртский флаг имеет свое значение.
чёрный цвет является символом земли и стабильности;
красный — цветом солнца и символом жизни;
белый — символом космоса и чистоты нравственных устоев;
Восьмиконечный солярный знак — знак-оберег — по преданию оберегает человека от несчастий.
Удмуртский герб немного похож на флаг, в чём вы видите сходство?
Д.: Такие же цвета, знаки - обереги.
В.: Верно, только герб круглый и представляет собой щит, на котором изображен лебедь. Значение цветов вы уже знаете, а вот лебедь (человек-лебедь) является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства.
А теперь прослушаем гимн удмуртской республики (звучит запись гимна). Как бы вы описали эту музыку? О чем в этой песне поётся, как вы думаете? (ответы детей)
В: Ну вот мы и выполнили первое задание, А чтобы узнать первую цифру кода, ответьте на вопрос от Вумурта : сколько знаков-оберегов изображено на флаге Удмуртии?
Д.: Один!
В.: Молодцы! Вот и первая цифра кода. На удмуртском это звучит как «ОДЫК»(дети повторяют)

Задание 2.
В.: Во втором задании вам нужно угадать, в какой удмуртской игре есть название посуды? (на картинке изображена Горшочек масла)
Д.: Это игра –« Горшочек масла » !
В.: Давайте в неё поиграем! Считалочкой выбираем двух человек: один – Анай, другой – Кочыш. .
Дети произносят удмуртскую считалку:
Ик-чук, гондыр Кук,
Беки-буки, тук.
Ход игры
Все игроки садятся друг за другом, расставив широко ноги. Кошка уходит в  сторонку. А мама шепотом называет сидящим игрокам названия еды: масло, сметана, кефир, мед и др. После этого мама зовет кошку. Мама говорит: ”Чильык-чальык, корт замок!” и изображает руками, как будто  закрывает замок. После этого отдает кошке воображаемые ключи и говорит: ”Горшки не трогай”. Только мама уходит, кошка все горшки ”роняет” на бок, а сама уходит в сторону и говорит: ”Мяу!” Мама приходит со словами: ”И это съел, и то съел”. Поднимает, называет названия еды. После этого все начинают ловить кошку. Если ловят – то кошка становится игроком. Выбирают новых водящих.
В.: А теперь задание от Вумурта. Чтобы узнать вторую цифру кода, ответьте: сколько водящих в игре « Горшочек масла »?
Д.: Два водящих –Мама и кошка!
В.: Правильно! Вторая цифра кода – 2! Запомните, по удмуртский это звучит так – «КЫК».

Задание 3.
В третьем задании нам необходимо познакомиться с бытом удмуртов, их национальными инструментами и одеждой. Приглашаю вас сесть и внимательно посмотреть слайды.
Просмотр презентации «Национальный быт удмуртов»
Следующую цифру кода вы узнаете, если вспомните, сколько музыкальных инструментов было на слайдах.
Д.: Три!
В.: Верно! На удмуртском три – это «КУИНЬ»! (дети повторяют)

4 задание.
В.: Теперь посмотрим, что же ещё мы должны сделать. Вумурт хочет, чтобы мы тоже сделали ему подарок. Он очень любит играть в игру с платочком, он про неё расскажет нам в следующем письме, но он потерял свой платочек и просит нас прислать ему новый. У меня есть чистый квадратный листок, мы украсим его удмуртским узором, чтобы Вумурту было приятно видеть родную роспись. Давайте вспомним, каким орнаментом  удмурты украшают свою одежду.
На мольберт выставляются образцы удмуртских узоров. На столе разложены различные узоры для наклеивания. Дети вспоминают их названия, приклеивают по очереди понравившийся узор к платочку.
После завершения работы дети рассматривают платочек и заворачивают его в конверт.
В.: Теперь на конверт нужно приклеить марки с изображением удмуртских символов (герба и флага, чтобы письмо пришло по назначению.
Дети из предложенных воспитателем вариантов выбирают нужные марки и приклеивают их на конверт.
В.: Ну вот вы и справились с заданием, теперь скажите, сколько уголков у платочка, который мы украсили?
Д.: У платочка четыре уголка!
В.: Это и есть наша следующая цифра! По-удмуртски четыре звучит как «НЬЫЛЬ» (дети повторяют)
В.: А теперь последнее задание от Вумурта.
А сейчас поиграем  удмуртскую игру Сукыр Така .
Ход игры

В начале игре по считалочке выбирают Сукыр Така:
Ик-чук, гондыр Кук,
Беки-буки, тук.
Этот человек встает в середину круга, ему завязывают глаза и крутят на месте. Затем он ловит и угадывает игрока. Если угадал – меняются местами, если нет – остаются.

В.: Ну вот и подошли мы к разгадке подарка Вумурта. Последняя цифра – это оценка, которую дети в школе получают за отличную работу, как вы сегодня.
Д.: Это - пять!
В.: Правильно! Это последняя цифра, которую мы искали. На удмуртском «пять»звучит как «ВИТЬ».
Теперь попробуем открыть посылку.
Но так как Вумурт– герой сказок, то и посылка его – сказочная, волшебная. Все пять цифр мы произнесем на удмуртском языке: «ОДЫК», «КЫК», «КУИНЬ», «НЬЫЛЬ», «ВИТЬ»!
Дети произносят слова. Посылка открывается, из неё воспитатель достаёт полено.
В.: Ребята, вы знаете, что это такое?
Д.: Полено!
В.: Верно! Удмуртские дети любят играть в эту игру . Называется « Урони полено » 
Ход игры

В начале игры посередине круга ставят тюльку или полено. Ребята образуют круг, взявшись за руки. Они толкают друг друга, стараясь, чтобы кто-то уронил полено. Если кто-то задел, но не уронил – то не считается. А тот, кто уронил – выходит из игры. А игра продолжается до тех пор, пока не останется один человек. Играть должны одновозрастные дети.

Анализ. Какие задания Вумурта вам больше всего запомнились и понравились? Что у вас сегодня получилось лучше всего? (ответы детей)
Вы все молодцы! До свидания!